УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

3) Пружиной развития действия становятся в оконча­ тельной редакции острые конфликты, явившиеся след­ ствием типизации социальных явлений 70-х г.г. XIX в. 4) Повторяющаяся деталь превращается в средство характеристики типического образа. Отсюда—долгие по­ иски нужной, наиболее яркой детали (sneering, хруст паль­ цев, безобразная походка, оттопыренные уши Каренина, завитки волос на затылке Анны, ее быстрая легкая по­ ходка, энергическое пожатие руки). 5) Создавая психологизированные портреты, автор тща­ тельно подбирает эпитеты, характеризующие внутренний мир» героев (например, задумчивый, вглубь смотрящий взгляд Анны; мертвые глаза Каренина). 6) Внутренние монологи и диалоги, широко применяе­ мые Толстым, служат этой же цели: помогают правдивому раскрытию психологически-сложных образов. 7) Толстой мастерски оттачивал речевые характеристи­ ки героев романа. С эволюцией образов меняется и язык. (Искренние слова Каренина о любви к Анне заменяются холодными рассуждениями в стиле официальных бумаг.) 8) Мысли и чувства героев романа выражаются не только словами, но движениями, взглядами и улыбками. Эгст художественный прием способствует правильному изображению психологии героев, создает впечатление живости, почти осязаемости типических образов, создан­ ных великим художником. Таковы некоторые итоги, которые можно подвести, изучив работу Толстого над центральными образами ро­ мана „Анна Каренина*.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=