УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

ной деятельности и чтении серьезных книг. Анна участ­ вует в постройке больницы, дает уроки в школе для де­ вочек, даже пишет детскую повесть. Но все попытки Анны найти выход из создавшегося положения недают желаемых результатов. „Все, за что она бралась, кипело под ее ру­ ками. Но все это продолжалось недолго111. Продолжалось недолго потому, что ни одно из занятий не былодля Анны делом жизни. Анна тосковала в разлуке с Сережей, она пыталась его увидеть во время пребывания в Петербурге, но эта попытка ей не удалась, так как на ее неискреннее письмо, адресованное графине Лидии Ивановне, не после­ довало никакого ответа. ■ Дочь она не могла любить. В позднейших вариантах Толстой объясняет, почему Анна не любила девочку: „Она никогда не могла заставить себя любить эту дочь в сотую долю так, как она любила сына. Он был выкормлен ею, был первенец, рожден в условиях семьи; эта была причиной физических и нравственных страданий, она не кормила ее, и даже вид ее только больно напоминал ей отсутствие Сережи112. Толстой подчеркивает, что невозможность при царских законах создать новую семью и была главным источником трагедии Анны, трагедии, типичной для той эпохи. Наконец, Анна пытается окружать себя новыми людьми, но и это не помогает. „Ей было больно то, что это здание новой жизни, чест­ ной, трудовой, с новыми людьми, было ею построено недля себя, а для него, так она думала. Она устроила себе эту жизнь для того, чтобы он не мучался мыслью о том, что она тяготится своим уединенным от общества положением, главное же затем, чтобы его привлечь опять к себе, к сво­ ему дому, и отвлечь его от той светской жизни вне дома, в которую он больше и больше втягивался1' 3. Для нее „Вся эта жизнь с занятиями наукой, с умными либеральными недовольными людьми... было только сред­ ство спастись от страшной угрозы ревности"4. Толстой вскоре отказывается от попыток сблизить Анну с новыми людьми, так как это сближение не выражало сущности характера героини. Кругозор Анны ограничен светской 1 Л. Н. Толс той . Поли. собр. соч., т. 20, ГИХЛ, 1939, стр. 487. 2 Там же, стр. 513. 8 Т а м же, стр. 512 1 'Г ам же, стр. 513. 199

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=