УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6
ной деятельности и чтении серьезных книг. Анна участ вует в постройке больницы, дает уроки в школе для де вочек, даже пишет детскую повесть. Но все попытки Анны найти выход из создавшегося положения недают желаемых результатов. „Все, за что она бралась, кипело под ее ру ками. Но все это продолжалось недолго111. Продолжалось недолго потому, что ни одно из занятий не былодля Анны делом жизни. Анна тосковала в разлуке с Сережей, она пыталась его увидеть во время пребывания в Петербурге, но эта попытка ей не удалась, так как на ее неискреннее письмо, адресованное графине Лидии Ивановне, не после довало никакого ответа. ■ Дочь она не могла любить. В позднейших вариантах Толстой объясняет, почему Анна не любила девочку: „Она никогда не могла заставить себя любить эту дочь в сотую долю так, как она любила сына. Он был выкормлен ею, был первенец, рожден в условиях семьи; эта была причиной физических и нравственных страданий, она не кормила ее, и даже вид ее только больно напоминал ей отсутствие Сережи112. Толстой подчеркивает, что невозможность при царских законах создать новую семью и была главным источником трагедии Анны, трагедии, типичной для той эпохи. Наконец, Анна пытается окружать себя новыми людьми, но и это не помогает. „Ей было больно то, что это здание новой жизни, чест ной, трудовой, с новыми людьми, было ею построено недля себя, а для него, так она думала. Она устроила себе эту жизнь для того, чтобы он не мучался мыслью о том, что она тяготится своим уединенным от общества положением, главное же затем, чтобы его привлечь опять к себе, к сво ему дому, и отвлечь его от той светской жизни вне дома, в которую он больше и больше втягивался1' 3. Для нее „Вся эта жизнь с занятиями наукой, с умными либеральными недовольными людьми... было только сред ство спастись от страшной угрозы ревности"4. Толстой вскоре отказывается от попыток сблизить Анну с новыми людьми, так как это сближение не выражало сущности характера героини. Кругозор Анны ограничен светской 1 Л. Н. Толс той . Поли. собр. соч., т. 20, ГИХЛ, 1939, стр. 487. 2 Там же, стр. 513. 8 Т а м же, стр. 512 1 'Г ам же, стр. 513. 199
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=