УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6
Уже с самого начала работы Толстой задумал образ женщины, выделяющейся из светской среды. Но вначале это противопоставление свету было внешним. Ставрович обращает на себя внимание костюмом, манерами и содер жанием речей: „...Татьяна Сергеевна в желтом с черным кружевом платье, в венке и обнаженная больше всех. Было вместе что то вызывающее, дерзкое в ее одежде и быстрой походке, и что то простое и смирное в ее кра сивом румяном лице с большими черными глазами и таки ми же губами, и такой же улыбкой, как у брата" \ Здесь же даются определения, совершенно противоположные пер вым двум портретам героини: „Она застенчива, скромна". Описание встречи Анны с Вронским на вокзале в одном из более поздних вариантов романа рисует Анну еще более привлекательной. Автор здесь в третий раздает подробный портрет Анны, который сильно отличается от двух первых. Этот портрет дан через восприятие Вронского, сразу под давшегося обаянию Анны: „В самых дверях вагона он почти столкнулся с невысокой дамой в бархатном платье, обши том мехом, с необыкновенно тонкой талией и широкими плечами... Он взглянул в ее лицо, скромно выглядывавшее из овальной рамки белого платка, которым была обвязана ее голова и шея. Задумчивые серые глаза из-поднеобыкно венно длинных ресниц смотрели на него дружелюбно вни мательно*. (Курсив мой— И. Г.) „...Каренина стояла у двери, слегка улыбаясь красными, изогнутыми губами, и глядела теми же задумчивыми гла зами в дверь..."2 (Курсив мой— И. Г.) „Спокойствие гра ции в ее позе", „звуки ее голоса, густого, нежного", бы стрые движения и „красота ее таинственных, вглубь смот рящих глаз" поразили Вронского. Этот портрет уже близок к окончательной редакции, но там он значительно лаконич нее и дан в тексте разбросанно. Толстой подчеркивает внут реннюю красоту Анны. В глаза бросаются скромность, про стота, грация и особенно ее задумчивый взгляд, делающий лицо одухотворенным. Внешний облик Анны Толстой нашел сравнительно быстро. Он создает психологизированный портрет героини, подчеркивает детали, выражающие сущность характера Анны—задумчивые, вглубь смотрящие глаза (серьезность), 1Л. Н. Толс той , Поли. собр. соч., т. 20, ГИХЛ, 1939, стр. 26. 2 'Г ам ж е, стр. 146. 192
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=