УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

тельной жизни, а не то, что мнехочется"Е (Курсив мой— И. Г.) Эволюция образа главной героини Анны Аркадьевны Карениной, именем которой назван роман, свидетельствует о стремлении автора к жизненной правде, стремлении вы­ разить не поверхностные, а ведущие явления действитель­ ности пореформенного периода. В первоначальных планах встречаются такие, заметки об Анне- „Она отвратительная] женщ|ина]1. Ищет только ^го[?]“ 2. Анастасия Аркадьевна Пушкина, Нана, Татьяна Сергеевна Ставрович, наконец Анна изображается внешне некрасивой, но внутренне привлекательной женщиной. Вот ее первый портрет: „...Она некрасивая, с низким лбом, коротким, почти вздернутым носом и слишком толстая"3. „Но, несмотря на некрасивость лица, было что-то в добро­ душии.улыбки красных губ, так что она могла нравиться4. Эга внутренняя привлекательность выражается в улыбке, в энергических движениях: „Анна своим обычным твердым и необыкновенно легким шагом, показывающим непривыч­ ную в светских женщинах физическую силу, прошла те несколько шагов, которые отделяли ее от хозяйки, и при взгляде на Вронского, блеснув серыми глазами, улыбнулась светлой, доброй улыбкой. Она крепко пожала протянутые руки своей крошечной сильной кистью и быстро села. И когда она заговорила своим ясным, отчетливым, без од­ ной недоговорки или картавленья голосом, всегда чрезвы­ чайно приятным, но иногда густым и как бы воркующим, нельзя было, глядя на ее удивительные не костлявые и не толстые мраморные плечи, локти и грудь,на оконечно­ сти, ловкую силу движений и простоту и ясность приемов, ...нельзя было не признать ее привлекательною"5. Так описывает Толстой первое появление Анны в вели­ косветском салоне, где все до этого считали, что она дурна собой. В других вариантах уже идет спор о том, хороша или дурна Каренина. Ее называют в свете „солью нашего пресного общества". (Разрядка моя—Я. Г.) 1 .Толстовский ежегодник', 1912 г., изд. Общества Толстовского музея в Петербурге и Толстовского общества в Москве, стр. 58. 3Л. Н. Толстой , Полн. собр. соч., т. 20, ГИСЛ, 1939, стр. 5. 3 Т а м же, стр. 18. 4 Там же. 5 Т ам же, стр. 19. 191

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=