УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

группы: 1) исторические факты, имеющие международное значение; 2) события русской общественной жизни; 3) бы­ товой материал \ Весь богатый жизненный материал выбран Толстым и включен в роман для того, чтобы раскрыть основную идею произведения при помощи типических, реалистических об­ разов, в которых отразились существенные черты перелом ной эпохи. Писатель придавал огромное значение работе не только над центральными образами, но и над деталями произве­ дения. Даже самые незначительные липа и события (слу­ чай с офицерами, упоминание о Каракозове) служат автору для создания типических характеров и воспроизведения быта и нравов современности. ■ Толстой определял художественное произведение как „изображение самых обыкновенных простых лиц и событий, связанных между собою внутренней художественной необ­ ходимостью" 2. Великий писатель, верный реалистическим принципам, идет от жизни, его образы большей частью имеют прото­ типы. Но художественный образ у Д. Толстого, как спра­ ведливо указывает на это Т. Л. Мотылева, „типизируя наиболее важные черты действительности, может обладать более значительным содержанием, чем единичный реальный предмет"3. Поэтому, чем дольше работает Толстой над ро­ маном, тем сильнее удаляются от прототипов главные дей­ ствующие лица „Анны Карениной". Претерпев сложную эволюцию, они становятся подлинно художественными, глубоко типическими образами. Наиболее сложной являет ся эволюция двух главных образов романа—Анны Аркадь­ евны и Алексея Александровича Карениных. 1; Образ Анны Карениной В 1873 году в беседе с Г. А. Русановым Толстой ска­ зал: „Вообще герои и героини мои делают такие штуки, которых я не желал бы: они делают то, что должны де­ лать в действительной жизни, и как бывает в действи­ 1См. об этом комментарий В. Ф. С а в одн и к а к роману „Анна Каренина*, т. I и II, М., 1929, статью С. Л. Толс той , Об отражении жизни в „Анне Карениной*. „Литературное наследство”, т. 37—38, 193У. 2 Л. Толс той , Поли. собр. соч., т. 34, ГИХЛ, стр. 271. 3 Т. Л. Мотыле ва , Принципы изображения человека в творче­ стве Л. Н. Толстого. Журн. „Октябрь”, 1953, № 9, стр. 159. 190

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=