УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

существует тесная преемственность в тематике, образах, идейной направленности и даже в художественном своеоб­ разии. Ми одна из ранних повестей Чернышевского не была напечатана. И это, надо полагать, объясняется не только их художественной незрелостью. Следует учесть и то об­ стоятельство, что произведения с социально-острым и зло­ бодневным содержанием после создания Бутурлинского комитета оказались под запретом цензуры. Это подтверж­ дает и сам Чернышевский в письме к Михайлову. „Присы­ лайте мне что-нибудь с почтою, если у Вас есть что-нибудь такое, где бы не говорилось ни о боге, ни о чорте, ни о царе, ни мужиках (все эти вещи—нецензурные вещи), где бы, наконец, не было никаких следов чего-нибудь жорж- зандовского, вольтеровского..., григоровического, исканде- ровского и т. д.“ 1 А в повестях Чернышевского много было и жоржзандовского и искандеровского и говорилось о мужике как человеке, достойном лучшей участи, поэтому они тоже попадали в разряд запрещенных вещей Как из­ вестно, в дальнейшем жизнь Чернышевского сложилась так, что художественное творчество отошло на второй план. Он обрел себе трибуну в „Современнике" и обра­ тился к широким слоям читателей как ученый, публицист, искусствовед и критик. Но даже в годы наибольшего рас­ цвета журнальной деятельности Чернышевский не оставляет мысли со временем заняться созданием беллетристических произведений. Он думал в художественной форме подвести итог, обобщить свои громадные познания и свой жизненный « опыт,чтобы оставить все это внаследие современному ему поколению и тем, кто придет ему на смену. 1 Н. Г. Че рныше в с к ий , Соч., т. 14, сгр. 209.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=