ь будущего автора ста УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

его, и, между прочим, там был один характер, совершенно снятый с него“ 1. Название этой повести неизвестно. Уже будучи в Саратове, Николай Гаврилович решил сочинить повесть, чтобы рассказать ее Ольге Сократовне. После отъезда Чернышевского в Петербург в его комнате сестры Пыпины обнаружили брошенные листки начатого романа (рукопись не сохранилась). Это и была, вероятно, попытка претворить свой замысел в жизнь. Общий обзор планов и сохранившихся отрывков из ху­ дожественных произведений Чернышевского студенческих лрт позволяет сделать ряд существенных выводов. Ранняя его беллетристика свидетельствует о наличии серьезной склонности к художественному творчеству, по­ этому все рассуждения о случайном и неожиданном появ­ лении романа „Что делать?1не выдерживают критики. Произведения студенческих лет значительно обогащают наше представление о юноше Чернышевском, как человеке многогранного таланта и большой нравственной чистоты. Они же дают материал для понимания идейной эволюции и формирования характера будущего вождя революцион­ ной демократии. Основные проблемы произведений первого периода были определены запросами русской действитель­ ности 40-х годов. Заметна тесная связь произведений с жизнью, стремление автора возвести наблюдаемые факты, явления и конкретные личности в типические образы и положения. Теория „искусства для искусства" уже в сту­ денческие годы была чужда и враждебна эстетическим взглядам Чернышевского. С первых же дней он выступил как писатель-реалист, в его творческой биографии нет произведений, подобных „Ганцу Кюхельгартену" Гоголя или „Мечтам и звукам1 Некрасова. В этом сказалась его самостоятельность и оригиналь­ ность. Круг проблем, затронутых Чернышевским в худо­ жественных произведениях, разнообразен, но уже здесь наметились главные: тема нового человека, проблема эман­ сипации женщины, обоснование принципов новой этики и критика старого мира, мешающего торжеству разумного начала в жизни. Все эти вопросы найдут более полное и глубокое освещение в романах Чернышевского. Следова­ тельно, между его ранним и более поздним творчеством 1 Ст. Б. Б. Г ли ис к о г о, А. Н. Пыпин. „Ист. вестник", январь 305 г., стр. 282. 185

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=