УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

Реализм повести Чернышевского сказывается и в вос­ произведении бытовых деталей, характерных для 40-х годов. Так, мы узнаем о состоянии школьного преподавания, об интересах и „культурных" запросах воспитателей молодого поколения, о взаимоотношении учителей с учащимися и с начальством и т. д. Директор гимназии, например, любил по „карточным вечерам" бывать у своих знакомых, конт­ роль за работой учителей с его стороны выливается в форму бесцеремонного вмешательства в проводимый урок. В повести ярко драматизирована обостренная литературная борьба между защитниками натуральной школы и глаша­ таями „чистого искусства", о чем говорилось нами выше. Так уже в первый период творчества Чернышевский как художник слова обнаружил те черты, которые составляют вообще его творческую индивидуальность: умение сосре­ доточить внимание на общественно важных вопросах, по­ вышенный интерес к проблеме положительного героя, органическое сочетание жизнеутверждающего начала с кри­ тикой старого, отживающего мира. Вместе с тем повесть свидетельствует и о неопытности молодого автора. В ней мало действия и недостает живых картин, она перегружена раздумьями, рассуждениями по вопросам этики и эстетики, излишними подробностями, вроде передачи содержания урока по истории, воспомина­ ний Серебрякова о заболевании желудком и т. д. Слабо развит диалог, а описание обстановки, несмотря на стара­ ния автора, недоведено до ярких, запоминающихся картин. Вот эта подмена показа рассказом и ведет к снижению художественных достоинств повести. Автор стремится уста­ ми рассказчика или Серебрякова дать пояснение, оценку фактов, поступков, совершаемых героями, хотя читателю и без этого все ясно и понятно. Своеобразная манера письма молодого Чернышевского, выявившаяся уже в его юношеской повести, найдет разви­ тие и совершенствование в егопоследующем художествен­ ном творчестве. Поиски прямодушного и честного героя, умеющего сочетать слово с делом, теорию с практикой, характеризуют юношу Чернышевского как принципиаль­ ного человека, вырабатывающего в себе высокие моральные качества, чувство гуманизма и предъявляющего к другим людям свои жесткие, но справедливые требования. Уже по отрывкам повести „Теория ипрактика" нетрудно предуга­ дать будущего автора статьи „Русский человек на rendez­ 183

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=