УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6
Даже в передаче чувств и переживаний героев, отме чает Белинский, Герцена спасает мысль. Так, например, история трагической любви Любиньки и Бельтова не яв ляется картиной, нарисованной кистью художника, а лишь мастерски изложенным следственным делом. Рассказано об этом очень умно, мысль спасла и вынесла автора. Могущество мысли Герцена -писателя пронизывает и организует все произведение, накладывает отпечаток на его композицию ина приемы создания образов. Эти выводы были хорошо известны автору повести „Теория и практи- ка“, т. к. он знал и роман Герцена и отзыв о нем Белин ского. У Чернышевского многое идет от Искандера в поста новке проблемы положительного героя, в творческой манере и др. Сказывается у него и перевес мысли над творческой фантазией, преобладание рассудочного начала. Его инте ресует не столько предмет описания, сколько доказатель ство определенной идеи путем создания картин иобразов. Сила мысли молодого автора сказалась прежде всего в умелой постановке вопросов, волновавших передовое общество 40-х годов. Он показал столкновение двух начал: нового, представленного рассказчиком, Серебряковым и Марией Владимировной, и старого, довольно живучего и цепкого, носителем которого выступает Николай Федоро вич. Борьба нового и старого проявляется в трактовке вопросов этики, брака и семьи, равноправия женщины, искусства и т. д. Но центральное место в повести занимает вопрос о личном и общественном в жизни человека, о вос питании сильной цельной личности, лишенной душевной раздвоенности. И здесь Чернышевский не столько следует за Герценом, сколько противопоставляет своего героя Се ребрякова его Бельтову. В повести, вернее, в первом рассказе Серебрякова, все подчинено основной идее, все относится к ней, завязка и развязка свободно и естественно вытекают из сущности дела. Следует отметить замечательную наблюдательность автора, его умение выбирать жизненно-важный конфликт и увлекательно развертывать интригу. Особенно обостряет ся ситуация в тот момент, когда Николай Федорович бес честно чернит Александру Сергеевну. О мастерстве писа теля свидетельствует и развязка в первом рассказе Сереб рякова. Поведение героев вполне мотивировано, сама ло гика развития характеров подводит в провалу плана Андрея Константиновича. 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=