УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

Даже в передаче чувств и переживаний героев, отме­ чает Белинский, Герцена спасает мысль. Так, например, история трагической любви Любиньки и Бельтова не яв­ ляется картиной, нарисованной кистью художника, а лишь мастерски изложенным следственным делом. Рассказано об этом очень умно, мысль спасла и вынесла автора. Могущество мысли Герцена -писателя пронизывает и организует все произведение, накладывает отпечаток на его композицию ина приемы создания образов. Эти выводы были хорошо известны автору повести „Теория и практи- ка“, т. к. он знал и роман Герцена и отзыв о нем Белин­ ского. У Чернышевского многое идет от Искандера в поста­ новке проблемы положительного героя, в творческой манере и др. Сказывается у него и перевес мысли над творческой фантазией, преобладание рассудочного начала. Его инте­ ресует не столько предмет описания, сколько доказатель­ ство определенной идеи путем создания картин иобразов. Сила мысли молодого автора сказалась прежде всего в умелой постановке вопросов, волновавших передовое общество 40-х годов. Он показал столкновение двух начал: нового, представленного рассказчиком, Серебряковым и Марией Владимировной, и старого, довольно живучего и цепкого, носителем которого выступает Николай Федоро­ вич. Борьба нового и старого проявляется в трактовке вопросов этики, брака и семьи, равноправия женщины, искусства и т. д. Но центральное место в повести занимает вопрос о личном и общественном в жизни человека, о вос­ питании сильной цельной личности, лишенной душевной раздвоенности. И здесь Чернышевский не столько следует за Герценом, сколько противопоставляет своего героя Се­ ребрякова его Бельтову. В повести, вернее, в первом рассказе Серебрякова, все подчинено основной идее, все относится к ней, завязка и развязка свободно и естественно вытекают из сущности дела. Следует отметить замечательную наблюдательность автора, его умение выбирать жизненно-важный конфликт и увлекательно развертывать интригу. Особенно обостряет­ ся ситуация в тот момент, когда Николай Федорович бес­ честно чернит Александру Сергеевну. О мастерстве писа­ теля свидетельствует и развязка в первом рассказе Сереб­ рякова. Поведение героев вполне мотивировано, сама ло­ гика развития характеров подводит в провалу плана Андрея Константиновича. 182

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=