УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

ной основе повести Чернышевского, о стремлении автора использовать конкретные личности в качестве прототипов своих литературных героев. В образе же рассказчика ясно ощутимы автобиографические элементы. В повести затронут и один из основных вопросов этики: о личном и общественном эгоизме. Как человек должен вести борьбу не только сокружающей средой, ноис самим собою, подавляя эгоистические стремления, заслоняющие общественные вопросы. Одним словом, как согласовать личное и общественное. II Главным героем повести „Теория и практика" является Андрей Константинович Серебряков. Он вызывает восторг у рассказчика, и последний считает его недосягаемым иде­ алом. Содержание повести составляли рассказы Серебрякова о самом себе, из которых читателю стало бы ясно, как совер­ шалось развитие его характера. Сохранился лишь первый рассказ, уцелело и начало повести, где рассказчик говорит о Серебрякове как о вполне сложившемся человеке. Таким образом, в сохранившихся отрывках представленыдва край­ них этапа в жизни героя, а середины нет. Этим в первую очередь и объясняется незавершенность образа Серебря­ кова. Заглавие повести, основная проблема ее и своеобразная форма органически слитымежду собою. Нетрудно заметить, что по своей форме повесть Чернышевского близка роману Лермонтова „Герой нашего времени1, и в то же время она предвосхищает форму романа „Повести в повести". Каждый последующий рассказ Серебрякова должен был открывать какие-то новые черты главного героя, как и в ромаце Лермонтова. Все рассказы идейно и композиционно объединяются героем нового времени, носителем револю­ ционного начала в общественной жизни. Так своеобразно Чернышевский сумел осмыслить и использовать художе­ ственное мастерство Лермонтова. Этот факт свидетельствует о зрелом художественном вкусе Николая Гавриловича. Увлечение Лермонтовым, изучение его „Княжны Мери" не прошло для молодого писателя бесследно. Учеба у Лермонтова сказалась не только в композиции повести. В трактовке двух центральных образов—Сереб­ рякова и Николая Федоровича—многое напоминает Печо­ рина и Грушницкого. Но лермонтовское начало весьма 166

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=