УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6
полемику по этому вопросу. Николай Федорович выступает защитником развлекательного искусства, в котором форма— главное: „...отделка, отделка— вот первое и последнее,— без нее все остальное ничего не значит" \ Он недоволен’ новым направлением в литературе, зовущим писателей к демократизации тематики, образов и языка. Его „утончен ный" вкус шокирован тем, что литературу заполнили му жики, мещане, купцы, чиновники. По его мнению, героями литературных произведений могут быть только историче ские личности, полководцы, цари, принцы, графы, а местом- действия— „двор, высший круг аристократии, палатка пол ководца". Страсти и характеры, представленные в поэмах, драмах и трагедиях, должны поражать своим величием, а все это можно найти только в высшей сфере, так как жизнь простых людей слишком мелка, бесцветна, буднична. Иной точки зрения придерживается Мария Владимиров на, которая резко осуждает эстетско-сибаритское отноше ние к искусству. Она выражает точку зрения молодого Чернышевского, выступая строгой последовательницей Бе линского. Душою произведения, его организующим нача лом, по ее мнению, является идея; она объединяет все компоненты в единое целое, но первенство принадлежит содержанию, от которого зависит форма. Мария Владими ровна защищает принципы реализма, демократизации, тре буя, чтобы самый многочисленный и значительный „земле дельческий класс" нашел доступ в литературу. Во всяких классах общества, на всех ступенях развития, заявляет она» „найдете вы людей чрезвычайно богатых чувствами, серд цем, с чрезвычайно энергическою волею, везде они сами так и просятся в роман или драму"2. Нетрудно заметить, что в высказываниях Марии Влади мировны о литературе воспроизводятся основные положе ния статьи Белинского „Взгляд на русскую литературу 1847 года". Призывая литературу служить обществу, вели кий критик писал: „Природа— вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе— че ловек. А разве мужик—-не человек?—но что может быть интересного в грубом необразованном человеке?—Как что?— его душа, ум, сердце, страсти, склонности,— словом, все то же, что и в образованном человеке"3. 1 Н. Г. Ч е рныше в с к ий , Соч., т. 11, стр. 669. 2 Там же, стр. 673. 3 В. Г. Белинс кий , Избр. произв. в 3-х томах, т. 3, 1948, стр. 787.. 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=