УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

Для формирования мировоззрения Чернышевского пер­ востепенное значение имела художественная литература и литературная критика, неподкупный голос которой „был эхом русского народа". Как указывал М. И. Калинин, „Художественная литература первой половины XIX века значительно двинула вперед развитие политической мысли русского общества, познание своего народа"К Круг литературных интересов Чернышевского-студента обширен и разнообразен. Первые его отзывы о произведе­ ниях Э. Сю и некоторых других писателей свидетельствуют о незрелости его политических и философских взглядов и о сильном влиянии семейного религиозного воспитания. Со временем увлечение Э. Сю сменяется уважением кДик­ кенсу, а затем преклонением перед Жорж Занд. Из русских писателей Чернышевский ставил на первое место Н. В. Гоголя и М. Ю. Лермонтова. Они были для него олицетворением культурной зрелости русского народа. Он был до боли сердечной обижен за Гоголя и Лермон­ това, когда самодовольный мещанин Терсинский назвал их фиглярами. Враги ГсГголя—враги прогресса, и Чернышев­ ский воспринимает их как своих личных противников. На занятиях у Срезневского Чернышевский в споре с любимым профессором поставил „Лермонтова выше Пушкина, а Го­ голя выше всего на свете со включением в это все иШек­ спира и кого угодно"2. Типические образы произведений Гоголя помогали ему познавать окружающих его людей. К Лермонтову Чернышевский испытывал какую-то осо­ бую близость. В мятежной поэзии автора стихотворений „На смерть поэта", „Дума" юный читатель уловил и про­ тест, и неудовлетворенность николаевской действительно­ стью, и тоску по лучшей, разумной жизни. Эти настроения в значительной мере были созвучны настроениям Черны­ шевского, занятого выработкой мировоззрения иопределе­ нием цели жизни. Любовная лирика Лермонтова подкупает его своей чистотой и целомудренностью чувства. Не менее, чем лирикой, Чернышевский был очарован и романом „Герой нашего времени". На первый взгляд может показаться странным его увлечение Печориным. Кажется, что может быть общего между утонченным аристократом, 1М. И. К а л инин, О коммунистическом воспитании, изд. „Моло­ дая гвардия*, 1947, стр. 219. ‘ Н. Г. Ч е рныше в с к ий , Соч., т. 1, стр. 353. 158

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=