УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

Представители этого класса в эпопее Варвара и Алина, Лидия Варавка и Марина—все они отказываются от де­ тей, так как дети мешали бы им наслаждаться своей ме­ щанской жизнью. Совершенно безразличным, равнодушным к детям был Самгин. Только однажды он проявляет внимание к сыну Елизаветы Спивак, да и то потому, что „хотел смягчить отношение матери к себе и думал, что достигнет этого, играя с сыном“ х. Степан Кутузов сразу находит общий язык с маленьким Аркадием и полностью завоевывает любовь ребенка. Горь­ кий рисует трогательную картину встречи Кутузова с Аркадием, когда мальчик с радостью бросается на колени к Кутузову, доверчиво и крепко прижимается к нему и они вместе поют задорную шуточную песенку. Восхищают теплые дружеские взаимоотношения взрослого закаленного борьбой большевика и маленького, только что начинающе­ го жизнь Аркадия. Внимание Кутузова к детям—это не просто инстинктивная привязанность, а сознательная забота о том, чтобы молодое поколение росло бодрым и крепким, -способным к борьбе и к строительству новой жизни. Сила, красота и обаятельность образа Кутузова, закон­ ченность и гармоничность личности определяются его тес­ ной связью с трудовым народом, с борьбой за его осво­ бождение. „Вас поражает быстрыйростдуховноймощиличности",— пишет Горький и объясняет это тем, что в период „эпохи социальных бурь личность становится точкой концентрации тысяч воль, избравших ее органом своим, и встает перед нами в дивном свете красоты и силы, в ярком пламени желаний своего народа, класса, партии" Таков Кутузов. Он, как могучий Антей, связан с мас­ сами, в них он черпает свою силу и уверенность. Напротив, пишет Горький, „сама по себе, вне связи с коллективом, вне круга какой-либо широкой, объединяющей людей идеи, индивидуальность— инертна, консервативна и враждебна развитию жизни"3. Таков Самгин. Он оторван от народа, более того, он враждебно противостоит ему, боится его. Всю жизнь Самгин 1 А. М. Г ор ь кий , Собр. соч., т. 20, стр. 502. 2 М. Г ор ь кий , Статьи 1905—1916 гг. Изд. „Парус*, 1918, стр. 16. 3 Т а м же. 153

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=