УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6
рует: „многие рабочие не пошли бы к памятнику царя, < 2 ели б этот человек был с ними**Г Действительно, всего лишь через четыре года рабочие Москвы уже под руко водством Кутузова и других большевиков начали барри кадные бои с царскими войсками. Огромное воздействие оказывает Кутузов на своих бли жайших сподвижников Дмитрия Самгина, Дунаева, Пояр кова, Елизавету Спивак, Любовь Сомову. Все они с востор гом и уважением отзываются о Кутузове: „Замечательно умный человек! “— говорит о нем Дмит рий Самгин. „Степан мой учитель*1,— признает Елизавета Спивак. Любаша Сомова влюблена в Кутузова и становится его подругой жизни. Большое значение для характеристики героя Горький придает отношению человека к искусству. Мир искусства доступен только людям с высокими устремлениями, с глу бокими чистыми чувствами, только они могут правильно понять и высоко оценить его. В эпопее эта горьковская мысль звучит в словах большевика Евгения Васильевича Юрина: „Рабочие,—говорит он, —которые особенно лю били слушать серьезную музыку, —оказывались наиболее восприимчивыми ко всем вопросам жизни и, разумеется, особенно— к вопросам социальной экономической поли- тики“ 2. Понимание искусства для Горького—это мерило богат ства души человека. Кутузов— человек с большой благо родной душой. Он мастер и художник революции, полити ческий руководитель и человек искусства. Кутузов одарен прекрасным голосом и музыкальным та лантом. Он задушевно поет „очень красивым баритоном, легко и красиво** и сразу покоряет всех окружающих. „Кутузов—почти готовый оперный певец**,—говорят о нем. Он, действительно, мог бы стать крупным оперным арти стом. При других условиях жизни ондаже хотел бы этого. Об этом желании Кутузова говорит его близкий друг и единомышленник Елизавета Спивак. В ответ на реплику Самгина: „Ему бы следовало в опе ре служить, а не революции делать**,—Спивак отвечает: „Он хотел. Но, должно быть, иногда следует идти против 1 А. М. Горь кий , Собр. соч., т. 20, стр. 423. 2Т ам же, т. 22, стр. 191. 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=