УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

решениями II съезда партии, тульские большевики призы­ вали крестьян на борьбу за возвращение „отрезков", как первого шага по пути к борьбе за уничтожение помещичь­ его землевладения. Примером в этом отношении может служить прокламация „Как возвращается крепостное право". Тульские большевики разъясняли крестьянам, что освобо­ диться от гнета и эксплуатации онимогут только в резуль­ тате борьбы в союзе и под руководством пролетариата, которая приведет к свержению господства помещиков и капиталистов. В прокламации „Братья и товарищи-кре­ стьяне", выпущенной в январе 1903 г., в простой и понят­ ной форме раскрывалась ленинская идея союза рабочего класса с крестьянством. На убедительных фактах показы­ валось бедственное положение крестьян в условиях само­ державного строя. Призывая крестьян от имени рабочих к совместной борьбе с царским самодержавием, Тульский Комитет писал в этой прокламации: „Мы, фабричные и за­ водские рабочие, всеми силами боремся с царским прави­ тельством за права и свободу всего русского народа. Нам, городским рабочим, без прав и свободы очень тяжело, но и вам, земледельцам, не легче, если еще не хуже на­ шего... будем вместе бороться за свободу илучшую жизнь". Прокламация призывала к свержению самодержавия. Революционная пропаганда иагитация, проводимая Туль­ ским Комитетом РСДРП, давала свои результаты. В целом ряде уездов Тульской губернии уже с весны илета 1903 г. начались крестьянские волнения, выливавшиеся в различ­ ные формы протеста против гнета и произвола помещиков. Например, в селе Новгородском, Непрядвинской волости, Богородицкого уезда крестьяне на сельском сходе, потре­ бовали у местной помещицы Сумароковой-Эльстон прирезки им земли. Требование увеличить земельные наделы выдви­ гали крестьяне Епифанского, Крапивенского и других уез­ дов. В деревне Красная Слобода, Новосильского уезда, крестьяне отказались косить сено у помещика Бурдукова. Крестьянские волнения все более усиливались и вылились в 1905 году в мощное аграрное движение, охватившее всю Тульскую губернию. Революционные марксисты Тулы рассказывали рабочим и крестьянам, как царское правительство использовало религию для укрепления своего господства, стараясь от­ влечь внимание народа от борьбы с самодержавием. Так, в прокламации „О преподобном Серафиме Саровском", вы- Ю

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=