УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 5

а) Устные упражнения совершенствуют связь теории с практикой. Хорошие навыки устной работы позволяют быстро ориентироваться в вопросах использования теории на практике. Они являются одним из испытанных средств подготовки учащихся к выполнению жизненно необходимых расчетов и вычислений. К сожалению, это средство недо­ оценивается в старших классах и используется лишь в на­ чальной школе. Такая недооценка приводит к тому, что учащиеся старших классов нередко прибегают к записям даже в весьма простых случаях. А между тем устные упражнения могут стать одним из важнейших средств раз­ вития вычислительных навыков, если их культивировать систематически, в связи с решением задач, путем трени­ ровки в логических упражнениях (устное доказательство теорем и др.), при построении графиков, диаграмм, при повторении и закреплении пройденного, при проверке ре­ зультатов решения примеров и задач. Многие учителя правильно указывают, что в препода­ вании математики немало времени тратится нерационально только потому, что учитель не дает установок на уст­ ные вычисления. Например, в упражнении № 1641 (задачник Березан­ ской) при выполнении части работы устно результат запи­ шется так: При письменном выполнении этого упражнения потре­ буется в 4—5 раз больше времени, чем при сочетании устных и письменных вычислений. Такая постановка дела развивает внимание учащихся, приучает рационализировать свою работу. Широкие возможности для устных упражнений дает алгебра. Например, при возведении в степень двучлена 0,46 5 8 ' 2 9 46 - 17 . 9 = 1Z _1_1 9 6 - 3 - 2 3 ~ 16 ~ 16 0,96 8 9 9 ' 71 9

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=