УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 5

Ориентировка плана по магнитному меридиану. Определение превышения одной точки местности над другой (при помощи планки, рейки и уровня). Вычисление кубатур приближением к кубу, параллеле­ пипеду, цилиндру (по 1—2 задачи на каждый вид работы). 6-й класс . Умение пользоваться транспортиром, от­ весом, уровнем, эккером, астролябией. Определение точки пересечения прямых на местности, построение вертикальных и параллельных прямых. Вычисление площадей треугольников и многоугольни­ ков разбивкой на треугольники (определение высот, меди­ ан в Д). Определение расстояний до недоступных точек (постро­ ением равных Д при помощи эккера и без него (высоты предмета, ширины реки и др.) (рис. 18). Съемка плана участка местности; построение плана по данным в натуре; выбор масштаба. Хождение по компасу (по заданному „азимуту*). 7-й класс . Выполнение практических работ, указан­ ных для 5—6-х классов. Определение при помощи буссоли или компаса азимута направления на местности; отсчеты румбов. Приме ча ние . Учащиеся должны уметь находить маг­ нитный меридиан по часам, полуденной линии, мест­ ным признакам и др. Съемка плана участка мензулой (полярным способом). Съемка плана участка местности при помощи компаса или буссоли. Определение недоступных расстояний методом засечек на планшете мензулы. Определение недоступных расстояний при помощи из­ мерения базиса и двух углов астролябией или компасом (графическое получение результата). Шагомерная съемка расстояний и участков с нанесени­ ем азимутов и румбов. Определение высот при помощи высотомера (с исполь­ зованием масштаба или графическое получение результата). Составление профиля местности в определенном направ­ лении при помощи нивелира. 8-й класс . Съемка плана участка мензулой (обходом). Пантограф и работа с ним. Определение расстояний до недоступных точек с по­ мощью подобия треугольников (графическое вычисление 3 Ученые записки. V 33

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=