УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 5
случаев, когда ученик на экзаменах на аттестат зрелости не может сказать, какие фигуры воплощены в абажуре электрической лампы, перед которым он просидел 10 лет. Специфическая цель экскурсии, организуемой учителем математики,—приучать учащихся находить и видеть мате матические свойства окружающей действительности. При знакомстве с производством необходимо добиваться, чтобы учащиеся научились понимать планировку, расстановку объектов, рабочее место, оснащенность техникой, находить в машине двигатель, передачу, рабочую часть. В ходе экскурсии ученик, в зависимости от того, в каком классе он учится, может сделать схематическую зарисовку, соста вить план, описать единичные формы движения (прямоли нейные, вращательные и др.), сделать схематический чертеж отдельных деталей, а затем по данным вычислить их поверх ности, объемы и т. п. При подведении итогов экскурсии учащиеся, например, 6-го класса, обязаны указать, какие геометрические фигу ры и тела напоминают виденные ими предметы, движения каких деталей машины были прямолинейными, а какие криволинейными. Учащиеся старших классов могут оценивать угол заост рения, угол резания зуба, например, фрезы. , Экскурсия должна охватывать целый круг математиче ских вопросов, независимо от общего характера производ ства. Например, нужно обратить внимание на виды линий, углов, перпендикулярность; виды поверхностей — кривые и плоские; многогранники— кубы, параллелепипеды, приз мы, пирамиды; круглые тела —цилиндры, конусы и т. п. Причем, находить их учащиеся должны не только на объ ектах производства, но и в формах движения. Учителю следует заранее определить возможность математической обработки результатов экскурсии. Благоприятные условия для проведения математических экскурсий имеют сельские школы и школы рабочих по селков. Они имеют и технику, и условия для работы на местности. В сельской школе экскурсия может касаться вопросов организации труда в колхозе, работы сельско хозяйственных машин, расхода и экономии горючего, всхожести семян, обмеров участков и т. п. Специфика математических экскурсий требует тщательной подготовки к их проведению. Еще в классе следует заготовить необхо димые схемы, таблицы, приборы и т. п. 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=