УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 5

прямой передаче; б) Найти расстояние между центрами шкивов при перекрестной передаче, если D — 320 мм\, й = 150 мм и а—17°26' (рис. 15). С точки зрения политехнического обучения связь мате­ матики с другими дисциплинами должна осуществляться решением задач, которые выражают зависимость между физическими величинами. Так, при изучении процентов и пропорций желательно решать задачи на составы веще­ ства, растворы, смеси. Например, 400 г пятипроцентного раствора упарено до 200 г. Какой концентрации стал ра­ створ? В выборе соответствующих задач учителю математики большую помощь могут оказать учителя физики, химии, биологии. Учитель черчения может помочь заготовить чер- тежи-модели, которые потом в соответствии с заданным масштабом могут подвергаться математической обработке. и) Организация экскурсий. Наряду с общими задачами, экскурсии, организуемые учителем математики на произ­ водство или с целью изучения местности, должны отражать содержание и методы математики. Необходима прежде всего совершенно ясная и определенная математическая цель экскурсии. Учитель должен предварительно сам по­ смотреть объект экскурсии, ознакомиться с ним. Независимо от объекта экскурсии, поскольку речь идет о непосредственном общении учащихся с предметами и яв­ лениями природы, учитель имеет широкие возможности приучить учащихся видеть окружающий мир с математи­ ческой стороны, со стороны количественных отношений и форм движения материи. Приучать видеть и находить в предметах свойства, которые изучает математика, значит показывать, во-первых, как математические понятия роди­ лись из практики и, во-вторых, как эти понятия, будучи приложены к ней, вновь оживают. Тогда не будет таких. Рис. 15 27

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=