УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 5
стей, перпендикуляра и наклонной к плоскости, модели к теоремам о 2-х и 3-х перпендикулярах, делать модели дву гранного угла, перпендикулярных плоскостей, многогран ного угла. В 10-м—изготовить изучаемые многогранники, в част ности, правильные, с изображением основных сечений, модели тел вращения, комбинации конуса и шара с другим многогранником. Связь математики с техникой производства может осу ществляться путем решения задач и посредством экскурсий. з) Всякая задача в той или иной мере связана с практикой и воспроизводит ее. Математическая задача конкретизирует опыт учащихся и тем самым заставляет их использовать знания при решении практических вопросов жизни. Большую ценность имеют задачи технического характе ра. Их нужно умело выбирать и продумывать форму зада ния. Приступая к их решению, необходимо определить, знакомо ли учащимся содержание задачи. В противном случае следует дать предварительное разъяснение. Только при этом условии удастся сосредоточить внимание уча щихся на идейной стороне задачи. Пусть, например, нужно решить такую задачу: „Выра зить в град>сах центральные углы для шага зубчатого колеса, имеющего 45 зубьев“. Для решения необходимо, чтобы учащиеся знали, что такое „шаг“ колеса. Или, например, дается задача: „В чугунном брусе вы строган паз формы „ласточкина хвоста"; определить вес стружки щ (удельный вес 7,2 г/сзг3), если длина бруса 75 мм, глубина паза 15 мм, размер паза в верхней части 20мм, а в нижней—30 ми". Здесь надо знать, что такое паз и какой из них имеет форму „ла сточкина хвоста". В этом случае достаточно чертежа (рис. 11). Формы задания при этом могут быть различными: зада чи-чертежи (схемы), задачи модели, задачи-детали, задачи- машины. (Примеры см. ниже.) В содержание таких задач должно включаться: знание электротехники, применение электротехники в металличе ской и химической промышленности, знакомство с электро 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=