УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 5

В 7-м кл а с с е можно рекомендовать построение графика по условию задачи, чтение и описание графика (по „плака­ ту*), составление формулы по таблице, графику и наоборот, работу с моделями, содержащими углы, дуги, окружности, вписанные и описанные треугольники и четырехугольники. В 8-м к л а с с е можно рекомендовать построение гра­ фика и чтение „немых" графиков, графические решения квадратных уравнений, вычисление длин отрезков и площа­ дей многоугольников по моделям. В 9-м кл а с с е можно предложить вычисление пло­ щадей фигур, содержащих круг и части круга (по моделям рис. 10), конструирование моделей к теоремам по стерео­ метрии, составление таблиц логарифмов чисел. В 10-м кл а с с е можно рекомендовать работу с моделя­ ми многогрзнников и круглых тел, вычисление и измерение углов, длин, вычисление поверхностей и объемов. ж) В привитии практических навыков учащимся важное меето должно занять моделирование. Общеизвестно, что участие в кружках по изготовлению моделей стимулирует развитие конструктивных способностей. Нам кажется, что методика работы учителя и учащихся над программными темами с этой точки зрения должна коренным образом измениться. В частности, изучение гео­ метрии должно сопровождаться разнообразными моделями. Необходимо установить минимум моделей, изготовляемых каждым учащимся в соответствующем классе, независимо от того, имеются фабричные модели или нет. В 5-м классе каждый учащийся может сделать модели куба, параллелепипеда, круга, цилиндра; в 6-м—модель углов: полного, развернутого, острого, прямого, тупого, модели 3-х признаков равенства Д, сравнительной длины перпендикуляра и наклонной, решение основных задач на построение, изготозить модели к теоремам о параллельных прямых и теоремы о сумме углов Д-ка. В7-м— изготовить модели осей симметрии, четырехугольников, касательных к одной и двум окружностям, решать задачи о сегменте, вмещающем данный угол. В 8 м классе—изготовить модели 3-х признаков подобия Д, центров подобия фигур, доказательство теоремы Пифа­ гора (различные способы), построение формул: х ^ — идр. В 9-м—изготовить модели взаимного расположения точек прямых и плоскостей в пространстве, параллельных плоско­ 24

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=