УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 5

13. Если проводится экскурсия с учащимися 10-го клас­ са, то при осмотре трамвайного вагона можно обратить их внимание еще на один агрегат цепи трамвая— роговой разрядник с индукционной катушкой, который устанавли­ вается на крыше моторного вагона. Назначение разрядника— защита от грозовых разрядов. Роговой разрядник предста­ вляет собою два медных рога (А), из которых один укреп­ лен на изоляторе и проводом соединен с токоприемником, а другой заземлен. Между рогами имеется зазор—искро­ вой промежуток в 3— 4 мм (Б). Индукционная катушка (В), свитая из нескольких витков голого медного провода, вклю­ чается последовательно в силовую сеть и до нее берется ответвление к роговому разряднику (рис. 7). Для постоян­ ного тока индукционная катушка представляет ничтожно малое омическое сопротивление. Разряд атмосферного элек­ тричества— кратковременный ток высокого напряжения, для которого индукционная катушка вследствие большой самоиндукции представляет значительное сопротивление по сравнению с воздушным промежутком разрядника. По­ этому как только напряжение по отношению к земле пре­ высит установленный предел, в воздушном промежутке происходит разряд, отводимый к земле. Таким образом атмосферный разряд минует электрическую цепь трамвая. 14. Показать крепление моторов под вагоном трамвая. 1. Краткий обзор экскурсионного материала (доклады учащихся). 2. Ответы на вопросы. 3. Рассказ о применении электромоторов постоянного тока в других видах транспорта: железные дороги —под­ земная и надземная, троллейбус. 4. Расширение городского транспорта и электрификация Рис. 7 Содержание заключительной беседы 226

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=