УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 5

меди. Они изолированы друг от друга тонким слоем мего- мита (слюды). 9. Обмотка якоря и присоединение ее к коллектору. Ча­ сти обмотки, заключенные между двумя последовательными присоединениями к коллекторным пластинам, называются секциями. Секции собираются из отдельных рамок (в дан­ ном случае из 4-х) в катушку и обматываются. Форму им придает шаблон. Обмотка пропитывается изоляционным лаком, после чего катушки сушатся в печи один или два раза. В паз закладываются две катушки со смещением сторон каждой из них на 90 градусов. К коллекторным пластинам от катушки отходят 8 концов: по четыре с обе­ их сторон. Шаг по коллектору 73, т. е. расстояние между прикрепленными концами сторон катушки по коллектору 180 градусов, на котором расположены 73 ламели. Присо­ единение обмотки якоря к коллекторным пластинам осуще­ ствляется через особые придатки с прорезями— петушки, в которые впаиваются проводники. 10. Щеткодержатели и щетки. Щеткодержатели вместе с щетками служат для передачи электрического тока на кол­ лектор и на обмотку якоря. Необходимо точное положение щеток, надежный и плотный контакт. Трамвайные двигатели имеют два щеткодержателя, расположенные под углом 90 градусов друг к другу. В каждом щеткодержателе по две щетки, давление их на коллектор—400—500— . Щетки уголь­ ем2 ные, твердые, имеют форму параллелепипеда. Ширина их перекрывает две— три ламели. Материал щеток: смесь уг­ ля, графита и кокса, которая прессуется, сушится и обжи­ гается. 11. Обратить внимание учащихся на передачу механи­ ческого движения от якоря мотора к колесным парам ва - гона. На вал якоря (ведущий) насажена шестерня с малым числом зубцов; на вал колесной пары (ведомый) насажены шестерни с большим числом зубцов. Во сколько раз число зубцов шестерни ведомого вала больше числа зубцов ше­ стерни ведущего вала, во столько раз число оборотов ве­ домого вала будет меньше числа оборотов ведущего. За счет указанной пары шестерен происходит уменьшение числа оборотов колесной пары по сравнению с числом оборотов якоря и колеблется для разных электромоторов в пределах 4,4 —7,94. 12. Осмотреть трамвайный вагон. 15 Ученые записки. V 225

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=