УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 5

мание на его части: катушку, сердечник, якорь. При нор­ мальном напряжении путь тока А—*С—»Д—*В. При увеличе­ нии напряжения выше допустимого якорь притянется к сердечнику и этим разомкнет цепь, так как контакт (С) отойдет от контакта(Д). б) Контроллер (рис. 2). Контроллер служит для управления движением за­ гона: включения и выключения мото­ ров, соединения их последовательного и параллельного, отключения одного из них, изменения скорости движения и пр. С учащимися нужно разобрать самую простую схему управления. Ос­ новной частью контроллера является барабан (А) с укрепленными на нем медными полосами или сегментами (Б). Они имеют различную длину и соединя­ ются между собой перемычками (В). На схеме (рис. 2) изображены 4 сегмента и 4 перемычки. Барабан может повора­ чиваться рукояткой (С). Слева нахо­ дится стойка с неподвижными контактами—пальцами Т, Р4, Р3, Рг Pi. к которым подведены провода от троллейного провода (Т), реостата (Р4> Р8, Р5, р,) и мотора (Pj). Связь между сегментами и проводами осуществляется контактами—паль­ цами. При повороте рукоятки кон­ троллера контакты соприкасаются с соответствующими сегментами. 4. При осмотре элект на экскурсии учащиеся встреча­ ются с четырехполюсным электро­ магнитом. Поэтому их нужно по­ знакомить с магнитным полем та­ кого электромагнита и рассказать о том, как осуществляется его рис- з питание в сериесном двигателе (рис. 3). 5. В мастерских трамвайного депо производится обмотка якоря. На экскурсии можно познакомить учащихся с этим процессом. Для лучшего понимания необходимо дать не­ которые разъяснения в вводной беседе: а) если магнитное поле образовано двумя полюсами и 221

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=