УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 5

показать, в каком объеме рассказать, как наиболее целе­ сообразно расставить учеников. Экскурсия должна быть организована так, чтобы в не­ посредственную работу были втянуты все учащиеся, т. е. должна носить несколько исследовательский характер. Если проведение экскурсии выльется просто в лекцию, которую прочитает учитель или экскурсовод у автомобиля или дру­ гого объекта, это будет формальным выполнением задачи. Нужно разбить учащихся на группы и каждой дать посиль­ ное задание. Выполнение самостоятельной работы заинте­ ресует учеников. Если класс большой, то его нужно разделить пополам, так как многочисленный состав экскурсантов может вызвать неудобство в работе. Вводную и заключительную беседы можно проводить со всем классом. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСКУРСИИ К проведению экскурсии учитель должен подготовиться, а именно: 1. Осмотреть производство, ознакомиться с соответству­ ющей технической литературой, описывающей устройство и работу объекта, уточнить тему экскурсии. Исходя из выбранной темы, надо установить, какие части объекта подлежат рассмотрению. При этом следует иметь в виду не детальное изучение объекта, а только тех его частей, которые необходимы для данной темы. Нельзя ограничи­ ваться рассмотрением только устройства той или иной части, необходимо показать физическую сторону происходящего здесь процесса. 2. Установить степень участия учащихся в экскурсии, имея в виду их самостоятельную работу, составить при­ мерные задания. 3. Наметить содержание вводных и заключительных бесед и рассказа-объяснения во время экскурсии. 4. Подготовка учащихся к проведению экскурсия заключается в следующем: а) в повторении пройденного учебного материала, знание которого потребуется на экскурсии; б) в общем представлении об объекте и о предстоящей работе во время экскурсии, которое получают учащиеся на вводной беседе. 5. Подготовить объект к рассмотрению на экскурсии. 216

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=