УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 5

школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническомуобучению“ 1. Таким образом, перед советской школой стоит ответ­ ственная задача обучения и воспитания будущих строителей коммунистического общества, владеющих основами наук, обладающих материалистическим мировоззрением. Кроме того, школа должна привить учащимся умения и навыки, необходимые для будущей практической деятельности. Выполнению поставленной задачи должно способствовать изучение в школе всех дисциплин, в том числе и физики. Политехническое обучение— одно из важнейших средств подготовки учащихся к будущей практической деятельности. Политехнизм не есть подмена общего образования про­ фессиональным. Политехническое обучение нужно решать в рамках общего образования. РОЛЬ ФИЗИКИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Физика—научная база техники. Изучение физики в шко­ ле имеет первостепенное значение для политехнического образования учащихся. Политехнический принцип в препо­ давании физики обязывает изучать этот предмет не абст­ рактно, а в органической связи с практикой. Тогда уча­ щиеся познакомятся с научными основами современной техники социалистического производства, научатся пони­ мать явления, происходящие в природе и обществе. Орга­ ническая связь теории с практикой дает возможность при­ вить школьникам практические навыки, которые будут не­ обходимы им после окончания средней школы. Путей и форм осуществления политехнизма в препода­ вании физики много. К их числу относятся экскурсии на производство. ЗНАЧЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Посредством экскурсий осуществляется наглядность. Например, учащиеся могут быть ознакомлены с тяговым электромотором постоянного тока через рассказ учителя, при чтении учебника и при рассмотрении рисунка. Но это 1 Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану раз­ вития СССР на 1951—1955 годы. Госполитиздат, 1953, стр. 27—28. 214

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=