УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 5

жение, деление, возведение в степень, извлечение квадрат­ ного и кубического корня, логарифмирование, потенциро­ вание, решение пропорций и уравнений. Логарифмическая линейка снабжена таблицей натуральных тригонометриче­ ских функций, содержит важные константы. Успех и безошибочность работы с логарифмической линейкой гарантируются знанием ее устройства, поэтому следует предложить учащимся изготовить ее (хотя бы из картона). Для работы такая линейка непригодна, зато в процессе изготовления учащиеся хорошо осваивают ее и не допускают ошибок в вычислениях. Пользование лога­ рифмической линейкой можно практиковать, начиная с 9-го класса. Для успешной работы учитель должен сам безуко­ ризненно знать линейку, приемы работы на ней и повсе­ дневно пользоваться ею. Практика показала, что на освое­ ние логарифмической линейки требуется 4—5 часов. Более усовершенствованную вычислительную машину представляет арифмометр. Овладение этим прибором не тре­ бует особых знаний и дается легко. Для понимания прин­ ципа устройства и работы арифмометра необходимо озна­ комить учащихся с палочками Непера, которые, хотя и элементарно, но механизируют умножение и деление чисел на столько, на сколько русские счеты— сложение и вычитание. Палочки Непера позволяют подвести учащих­ ся к принципу устройства арифмометра. Лишь после этого можно перейти к знакомству с ним учащихся 7-го, а затем и 10-го классов. д) Важнейшим средством связи мышления с миром вещей являются графики и чертежи. Чертежи как бы заменяют предмет, делают его более доступным для понимания. Графический метод широко применяется в современной технике. Рабочий у станка имеет заказ-чертеж. Мастер по­ лучает чертежи для изготовления деталей и машин. Техник и инженер составляют проекты сооружений, строители возводят по этим проектам здания. В составлении расписа­ ний движений поездов также применяется графический метод. В привитии навыков чтения и пользования чертежа­ ми учитель может достичь многого, если уделит этому должное внимание. Необходимо чаще прибегать при объяснении урока к использованию рисунков, схем, диаграмм и графиков. При ответах, следует требовать, чтобы учащиеся пользо­ вались схемаиьц^ватрэлшами, графиками и рисунками, на- 2 Ученые з а п и с к е ^ р, 17

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=