УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 5
\ —У / или ПРИ решении уравнения х — 4 = 1 0— 2х ученик может результат написать сразу. Одним из стимулов в развитии у школьников навыков устного счета является работа самого учителя. Он должен показывать образец культуры вычислений и к этому при учать учащихся. Устный метод работы учителя и учащихся может и должен стать характерной чертой каждого урока. При выполнении устных упражнений важное значение имеет проверка полученных результатов. Учащиеся должны по нимать, что полученный результат не заслуживает дове рия, пока он не проверен и' не доказан. Прежде всего ученик должен, как правило, прикинуть в уме, какой, при мерно, должен получиться итог. Так, например, умножая 120 на 9,5, легко сообразить, чго 120 • 9 = 1080, а 120 • 10= = 1200, следовательно, ответ получается несколько больше 1080, но меньше 1200. (120- 9< 120 - 9,5< 120 - 10). Так ученик может всегда убедиться в том, что он не сделал 1 рубой ошибки. б) Большое практическое значение имеет проверка ре зультатов четырех арифметических действий. Есть различ ные способы проверки действий, в частности, с помощью числа 9 („девятки"). Этот доступный и удобный для учащих ся способ основан, по существу, на признаке делимости на 9 и теореме: „если число т является результатом выпол нения в каком-либо порядке действий сложения, вычита ния и умножения над числами а, Ь, с..., то, произведя те же действия и в том же порядке над остатками ги г2, г8..., от деления этих чисел на 9, мы получим число п, которое при делении на 9 дает тот же остаток, что и гп“. Доказательство этой теоремы не вызывает затруднений, оно должно быть известно учителю, а учащимся старших классов его можно рекомендовать в следующем виде (для случая сложения): Если т=а+Ь и a=q} • 9 + ru b—q2- 9 -f r2, a n = r, -f- I- r 2 = Яз ■ 9 + r3 (0 < r 3< 9—1) и m= qi ■ 9 -\-r (0< r< 8), to m = qx • 9 - f rx + qt ■ 9+ r2 = f o r , + <?{) • 9-j- r, + r2= = (?i 4* ?г) ' 9+ П или ■ 9 4- r = (< 7 j + fs) • 94 q3 - 9 4- h, отсюда r—r3= (</,+ q 2 + q, + q<) • 9. 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=