УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4

тые прогрессивной русской педагогической мыслью, а именно: 1. Требование Белинского, Герцена, Чернышевского и Добролюбова изучать только научную историю, имеющую задачей отыскание законов общественного развития. 2. Требование осуществления не только познавательных, но и воспитательных целей в преподавании истории, вос­ питания любви к Родине, к родному народу без противо­ поставление его другим народам, воспитание не слепого патриотизма, но патриотизма сознательного и действенного, воспитывающего борцов за народное благо, горячо пре­ данных своей социалистической Отчизне. 3. Отбор исторического материала в учебном курсе не с точки зрения „антиквара1, а исходя из его действитель­ ной познавательной и воспитательной значимости в совре­ менной жизни. 4. Не формальное заучивание, а осмысливание истори­ ческих явлений, рассматриваемых в неразрывных взаимо­ связях и взаимодействии друг с другом, что осуществляет­ ся в формах обучения учащихся активными методами и вле­ чет за собой непрестанное повторение пройденного в свя­ зи с изученным, предотвращая формальное заучивание но­ вого и забывание ранее пройденного материала. 5. Разработка соответствующих методов и создание при их помощи конкретных, образных представлений об из­ лагаемых исторических явлениях, событиях и лицах. 6. Многие методы развития навыков мышления у уча­ щихся (разработка методики проведения беседы, системы самостоятельных работ в виде различного типа упражне­ ний, решения задач и пр.). 7. Требование не навязывать учащимся готовых суж­ дений и выводов, без должного обоснования их фактами, из которых эти выводы можно сделать. Только это и мо­ жет обеспечить как осмысленное изучение истории, так и развитие у учащихся навыков самостоятельно мыслить, а не формально заучивать готовые выводы. 8. Не сообщать и не требовать знания тех историче­ ских явлений и понятий, которые не могут быть осмыс­ лены учащимися данного возраста и уровня развития. 9. Не перенасыщать учебный курс материалом и в отборе его строго исходить из реальных возможностей изучения всего включенного в программу в отведенное учебным планом время. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=