УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4
осмысливание исторического процесса с точки зрения рас положения и развития во времени его взаимосвязанных друг с другом явлений. 5. Формальное заучивание исторической карты вместо осмысленного изучения размещения и развития в простран стве взаимосвязанных исторических явлений. 6. Заучивание учащимися текста урока без должного осмысливания его содержания, с последующим изложением „выученного* материала „от сих до сих* по принципу: „лучше учебника не скажешь". 7. Чрезмерное выделение на первый план деталей по литической истории при недооценке показа социально-эко номического и культурного развития общества, что в той или иной степени сводит „...историю общественного раз вития к действиям королей и полководцев* вместо того, чтобы заниматься „историей производителей материальных благ, историей трудящихся масс, историей народов*1. 8. В изложении учебного материала как в учебниках, так и в работе учителей имеют место факты, когда те или иные понятия не раскрываются учащимся, но применяются обозначающие их термины. В дальнейшем, на основе неос мысленных понятий, подмененных формально заученными терминами, ведется формирование новых, более общих понятий. Тем самым учащиеся и их воспринимают без должного понимания. Таким образом, за воспринятыми понятиями подчас в сознании учащихся не оказывается никаких реальных представлений о конкретной историче ской действительности. 9. Рассматривание исторических явлений в отрыве друг от друга или установление между ними формальных свя зей, определяемых внешними признаками, и подмена этим выявления глубинных связей, определяющих закономерно сти исторического развития. Дореволюционная школа, имея много тяжелых пороков, выработала в практике работы и немало полезного, цен ного, в частности, и в преподавании истории; безусловно, мы не можем целиком отказываться от ее методического наследства. Что же из этого наследства в преподавании истории нужно взять для советской школы? Это— ценнейшие, да леко не утратившие значения многие положения, выдвину- 1 И. Сталин , Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 552. 5 Ученые записки. IV 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=