УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4

На базе тех же методологических требований марксист­ ской истории строится не только рассказ учителя, но и все другие элементы урока: опрос, закрепление полученных знаний, вся система повторения пройденного и пр. Отмечая принципиальные, качественные отличия нашей методики преподавания марксистско-ленинской истории от методики преподавания буржуазной истории, следует, вместе с тем, отметить, что открытые дореволюционной методикой методы осмысливания исторических явлений, разрабатывавшиеся на основе закономерностей логического познания, хотя и базирующиеся на положениях формальной логики, во многом приемлемы и для нас постольку, по­ скольку основные категории формальной логики сами по себе остаются для нас приемлемыми. Так, буржуазные ме­ тодисты Кролюницкий и др. прекрасно разработали метод беседы, как путь развития самостоятельного мышления учащихся. Конечно, в практике работы советской школы развертывание беседы с учащимися ставит перед собой иные задачи,—здесь беседа ведется не просто с целью развития мышления учащихся и установления формальных связей и аналогий, но с целью активизации работы класса по осмысливанию и вскрытию закономерностей диалекти­ чески совершающегося исторического процесса. Итак, что же из методического наследства, полученного от дореволюционной школы и еще до конца не изжитого, следует отбросить окончательно? Это: 1. Пережитки буржуазных концепций в изложении исто­ рического материала: черты буржуазного объективизма, космополитизма и национализма, аполитичности; подмена социалистического гуманизма буржуазным, что затушевы­ вает наличие классового антагонизма, притупляет ненависть к эксплуататорам и ослабляет готовность к ведению борь­ бы за дело коммунизма. 2. Загрузка учебного курса в итоге отбора учебного материала без должного учета его познавательного и вос­ питательного значения, когда те или иные сведения сооб­ щаются учащимся только потому, что „их надо знать". 3. Загрузка учебного курса множеством фактов, имен, дат, которые только называются, но не раскрываются уча­ щимся в реальных и конкретных представлениях, что вле­ чет к формальному заучиванию (зазубриванию) материала без должного его осмысливания. 4. Формальное заучивание хронологических дат, а не 64

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=