УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4
На базе тех же методологических требований марксист ской истории строится не только рассказ учителя, но и все другие элементы урока: опрос, закрепление полученных знаний, вся система повторения пройденного и пр. Отмечая принципиальные, качественные отличия нашей методики преподавания марксистско-ленинской истории от методики преподавания буржуазной истории, следует, вместе с тем, отметить, что открытые дореволюционной методикой методы осмысливания исторических явлений, разрабатывавшиеся на основе закономерностей логического познания, хотя и базирующиеся на положениях формальной логики, во многом приемлемы и для нас постольку, по скольку основные категории формальной логики сами по себе остаются для нас приемлемыми. Так, буржуазные ме тодисты Кролюницкий и др. прекрасно разработали метод беседы, как путь развития самостоятельного мышления учащихся. Конечно, в практике работы советской школы развертывание беседы с учащимися ставит перед собой иные задачи,—здесь беседа ведется не просто с целью развития мышления учащихся и установления формальных связей и аналогий, но с целью активизации работы класса по осмысливанию и вскрытию закономерностей диалекти чески совершающегося исторического процесса. Итак, что же из методического наследства, полученного от дореволюционной школы и еще до конца не изжитого, следует отбросить окончательно? Это: 1. Пережитки буржуазных концепций в изложении исто рического материала: черты буржуазного объективизма, космополитизма и национализма, аполитичности; подмена социалистического гуманизма буржуазным, что затушевы вает наличие классового антагонизма, притупляет ненависть к эксплуататорам и ослабляет готовность к ведению борь бы за дело коммунизма. 2. Загрузка учебного курса в итоге отбора учебного материала без должного учета его познавательного и вос питательного значения, когда те или иные сведения сооб щаются учащимся только потому, что „их надо знать". 3. Загрузка учебного курса множеством фактов, имен, дат, которые только называются, но не раскрываются уча щимся в реальных и конкретных представлениях, что вле чет к формальному заучиванию (зазубриванию) материала без должного его осмысливания. 4. Формальное заучивание хронологических дат, а не 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=