УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4

Новиков еще ранее в журналах „Трутень* и „Живо­ писец* разработал и сам применил на практике новую эстетику „действительной живописи*, которая включа­ ла сатирическое разоблачение дворян и правдивое изо­ бражение жизни крестьян. В „Словаре* он особенно приветствует тех писателей, у которых он находит эти два весьма важных для литературы момента. В усло­ виях острой борьбы Екатерины II и „карманных* пи­ сателей за то, чтобы приучить литературу к безобид­ ным темам и отвести ее от описания жизни русского народа, трудно переоценить значение подобных требова­ ний Новикова. Как раз эти два качества—обличение и утверждение,— проявившиеся тогда только в зародыше, при дальнейшем развитии и выльются в критический реализм XIX века, составят гордость всей нашей литературы. Новиков постоянно и всемерно подчеркивает самобыт­ ный, национальный характер русской культуры, все умень­ шающуюся зависимость русской литературы от иностран­ ных литератур и даже превосходство над ними. Такая тенденция „Словаря* имела очень важное значение в исто­ рии развития нашей культуры и, в частности, литературы. Это станет ясным, если мы вспомним, что со времен Петра I космополитически настроенное высшее дворян­ ское общество овладение опытом мировой культуры стало подменять бессмысленным подражанием всему ино­ странному, выражая презрение ко всему русскому. В такой обстановке развитие чувства национальной гор­ дости было крайне необходимо. Новиков как нельзя луч­ ше справился и с этой сложной задачей. Следует напом­ нить, что борьба с низкопоклонством перед иностран­ ной культурой, так успешно начатая Новиковым, не схо­ дила со страниц нашей литературы на протяжении всего XIX века. Вот те главные принципы оценок, при помощи кото­ рых Новиков заложил основы русской критики, истори­ ческого изучения русской литературы и наметил ее „новое направление* (Белинский). Верное служение русскому наро­ ду, а не господствующей клике монарха и дворян, смелое и решительнее разоблачение „свинцовых мерзостей* кре­ постной России, реалистическое изображение жизни тру­ дящихся, национальная самобытность, свободная от чуже­ странного влияния,—все это, вместе взятое, в „Словаре* 206

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=