УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4

/ Проследив употребление выражения „случайные стихи" в отношении ряда других писателей, мы приходим к окон­ чательному выводу, что оно у Новикова имеет явно обли­ чительный смысл, означающий низкопробную поэзию „кар­ манных" писателей, которые превратили свою музу в до­ ходное предприятие, творили не для общества, а за бога­ тые подачки, писали для Екатерины II и ее фаворитов, находившихся, как тогда говорили, „в случае". Этот вве­ денный в оборот новый термин стал замечательно верно обозначать антиобщественное, „случайное" для русской литературы направление. Итак, все разобранные выше оценки стихотворений Ко­ зельского, Козицкого, Потемкина и Петрова, находивших­ ся в правительственном лагере, позволяют сделать вывод о том, что главными требованиями Новикова к литерату­ ре являются: служение обществу и независимость от пра­ вительства в своих взглядах. В связи с этим встает вопрос: как же и о чем именно, по мнению Новикова, следует писать, т. е. какова его положительная программа? Решение этого вопроса также затруднено из-за патрио­ тического тона „Словаря". Приходится обращать внима- * ние не на меньшую похвалу, как при рассмотрении пер­ вого вопроса, а на большую, по сравнению с общим, принятым в книге, хвалебным тоном. Такой особенной возвышенностью слога, необычайно сильной эмоциональ­ ностью и „витийственностыо" стиля изложения отличают­ ся отзывы о Ломоносове, Сумарокове, Кантемире, Треди- аковском, Симеоне Полоцком и Феофане Прокоповиче, летописце Несторе, актере Волкове и географе Краше­ нинникове. Страницы эти написаны Новиковым вдохновен­ но. Критики или даже какого-либо намека на нее в отно­ шении этих деятелей совсем нет. Но это, пожалуй, не оттого, что Новиков не замечает у них слабых сторон, а от почтения к великим предкам (никого из них, кроме Сумарокова, тоже по существу заканчивавшего свою ли­ тературную деятельность, к моменту написания „Словаря" уже не было в живых), от желания указать современни­ кам сильные стороны этих выдающихся русских людей и возбудить в потомках честолюбивый жар подражания. Это к ним, в первую очередь, относятся слова набор­ щика академической типографии Ивана Судакова, воспев­ шего в пламенной оде „Словарь" Новикова: 201

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=