УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4

что живет он в довольстве, сначала на счет отца, потом на счет жены)* *. Чернышевского возмущает выраженный в романе взгляд на искусство, как на праздную забаву бо­ гатых бездельников. Конечно, отношение Клэйва к искус­ ству нельзя полностью отождествлять с отношением к нему самого Теккерея, но автор не осуждает Клэйва, не противо­ поставляет его позиции другой взгляд на искусство. В этом сказывается примирение романиста с буржуазной действи­ тельностью: ведь когда-то Теккерей признавал высокое об­ щественное значение искусства. Проблема значения и содержания искусства была одной из центральных проблем, вокруг которой в русской кри­ тике 60-х гг. XIX в. велась ожесточенная борьба между революционерами-демократами и сторонниками „чистого искусства*. Этим и объясняется та страстность, с которой говорит в своей статье об искусстве Чернышевский. Роман Теккерея стал только отправным пунктом для его рассуж­ дений, он ставит вопрос шире: о бесполезности для обще­ ства и о низком художественном уровне всякого произве­ дения искусства, лишенного социального содержания. Ко­ нечно, Чернышевский придает взглядам Клэйва Ньюкома на свои занятия живописью бблыпую определенность, чем та, с которой их выражает герой романа. Клэйв вообще отличается неопределенностью взглядов, полным отсутст­ вием настоящего мировоззрения. Главный герой романа „Ньюкомы* и сам понимает, что таланта художника у него нет, но не желает избрать дру­ гую профессию, полезную в жизни, прикрывая свое без­ делье занятием живописью. Даже просьба любимой девуш­ ки о том, чтобы он выбрал себе определенную профессию в жизни, остается без ответа. „Такие положения и страсти годятся для водевиля*2,—иронизирует Чернышевский. Об­ раз Клэйва имеет самое непосредственное отношение к русской действительности XIX в. Фигура богатого барина- бездельника, занимающегося игрой в искусство, была хоро­ шо знакома и русской действительности, и русской лите­ ратуре (Александр Адуев из .Обыкновенной истории* Гон­ чарова и пр.). Этот тип не мог не вызывать у Чернышев­ ского резкой неприязни. В статье выражена важная мысль о разрыве в романе 1 Н. Г. Ч е р ныше в с к и й , Полное собр. соч., т. 4, стр. 519. 1 Т а м же , стр. 519. 181

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=