УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4

человека, делает его стандартным, серым, лишает сильных страстей и ярких чувств. Эти обезличенные герои буржуаз- ной действительности делаются объектом жесточайшей сати­ ры. В „Ньюкомах" Теккерей попытался сделать подобного человека положительным героем. Клэйв Ньюком только по мелочным, второстепенным вопросам находится в оппозиции к буржуазной действительности, он кокетничает своей не­ зависимостью от нее, но на самом деле живет по ее зако­ нам. Это бездеятельный, пассивный человек, не умеющий бороться за свое счастье в жизни. Чернышевский ненави­ дел такого героя и в литературе и в жизни, хорошо пони­ мал, какой вред могут принести люди, подобные Клэйву Ньюкому, освободительному движению в России. Этим и объясняется та резкая ирония, с которой он говорит о Клэйве. Анализ романа английского писателя приобретает боль­ шое значение для идейной борьбы, происходившей в рус­ ской литературе XIX в. Статья русского революционера- демократа направлена против либеральных критиков типа Дружинина, которых Чернышевский иронически называет „записными любителями художественных рассуждений" Ч В статье говорится: „С литературной точки зрения „Ныоко- мов* погубил герой, Клэйв; а с простой точки зрения, погу­ била этот роман мысль Теккерея, что великий художник мо­ жет серьезно говорить о чем его душе угодно, хотя бы о таких вещах, как жизнь и приключения мистера Клэйва Ньюкома. Видите ли, все дело состоит только в том, чтобы рассказать хорошо,—что ни расскажи хорошо, все будет хорошо"а. Чернышевский упрекает Теккерея за то, что писатель не затронул в своем романе ни одной важной социальной проблемы. Он говорит: „Иное дело, если бы с делом о жи­ вописи соединялись для Клэйва серьезные, действительные общепонятные интересы: если б вы поставили это дело, как вопрос о средствах к жизни, или о борьбе гения с об­ стоятельствами, призвания с предубеждениями,—о, тогда иное дело,—картины и живопись были бы для вас случаем говорить о человеческой жизни, о силах, ею управляющих, о быте людей, но вашему мистеру Клэйву от нечего де­ лать вздумалось писать картины, которые никому не нужны (потому что плохи), да и самому ему бесполезны (потому 1 Н. Г. Ч е р ныше в с к и й , Поли. собр. соч., т. 4, стр. 518. 2 Т а м же , стр. 518. 180

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=