УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4
вопросе изменилась. У Этель Ньюком есть черты эгоисти ческой расчетливости, напоминающие Бекки Шарп или Бе атрису из „Истории Генри Эсмонда“. Но теперь Теккерей не осуждает так безоговорочно свою новую героиню, как осуждал прежних, наоборот, он стремится вызвать к ней симпатию, извинить ее некрасивые поступки. Создается промежуточный образ, проникнутый духом примирения. Чернышевский не может целиком принять этот образ. От мечая поэтичность Этель, он в то же время иронически указывает на ее расчетливость, осуждает ее гораздо резче, чем это делал Теккерей. Чернышевский говорит о „совершенстве, с которым -обрисованы Теккереем все второстепенные лица романа: леди Кью, негодяй Барнс, Флорак, мадам де Флорак, Роза, первая жена Клэйва, ее мать, „этот драгун в юбке" К Несмотря на ряд отмеченных выше достоинств, оценка романа „Ньюкомы" Чернышевским в целом резко отрица тельна: „Будем говорить прямо: беседа ведена была о нич тожных предметах, книга была—пуста"2. И его статья бле стяще раскрывает эту мысль. Критик образно характери зует ничтожность главного положительного героя романа Клэйва Ныокома, сына полковника Ньюкома. В изображении Клэйва Теккерей не прибегает к юмору, делающему такой жизненной фигуру полковника, наоборот, он рисует своего героя в сугубо серьезном плане. Вместе с тем английский реалист не ставит своего героя в оппозицию к окружающе му его эгоистическому обществу по каким-либо принципи альным вопросам. У Клэйва отсутствует всякий конфликт с действительностью, и это обстоятельство мстит за себя. Герой получается бесцветным, буржуазно-ограниченным, лишенным сильных страстей. Клэйв „своею мизерною судь бою и своими жиденькими ощущеньицами отвлекает наше внимание от других лиц, истинно интересных, он хочет быть не только центром, но и двигателем романа,—ну, это ему не по силам,—и роман движется не то, чтобы медлен но, это бы еще ничего,—но вяло, движется к целям вовсе не интересным"3. Западноевропейские реалисты XIX в. Стендаль, Бальзак, Мериме, сам Теккерей в первый период своего творчествз показали, как буржуазная действительность обезличивает 1 Н. Г. Ч е р ныше в с к и й , Поли. собр. соч., т. 4, стр. 513. s Т ам же , стр. 514. 3 Там же, стр. 517. 12* 179
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=