УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4

вопросе изменилась. У Этель Ньюком есть черты эгоисти­ ческой расчетливости, напоминающие Бекки Шарп или Бе­ атрису из „Истории Генри Эсмонда“. Но теперь Теккерей не осуждает так безоговорочно свою новую героиню, как осуждал прежних, наоборот, он стремится вызвать к ней симпатию, извинить ее некрасивые поступки. Создается промежуточный образ, проникнутый духом примирения. Чернышевский не может целиком принять этот образ. От­ мечая поэтичность Этель, он в то же время иронически указывает на ее расчетливость, осуждает ее гораздо резче, чем это делал Теккерей. Чернышевский говорит о „совершенстве, с которым -обрисованы Теккереем все второстепенные лица романа: леди Кью, негодяй Барнс, Флорак, мадам де Флорак, Роза, первая жена Клэйва, ее мать, „этот драгун в юбке" К Несмотря на ряд отмеченных выше достоинств, оценка романа „Ньюкомы" Чернышевским в целом резко отрица­ тельна: „Будем говорить прямо: беседа ведена была о нич­ тожных предметах, книга была—пуста"2. И его статья бле­ стяще раскрывает эту мысль. Критик образно характери­ зует ничтожность главного положительного героя романа Клэйва Ныокома, сына полковника Ньюкома. В изображении Клэйва Теккерей не прибегает к юмору, делающему такой жизненной фигуру полковника, наоборот, он рисует своего героя в сугубо серьезном плане. Вместе с тем английский реалист не ставит своего героя в оппозицию к окружающе­ му его эгоистическому обществу по каким-либо принципи­ альным вопросам. У Клэйва отсутствует всякий конфликт с действительностью, и это обстоятельство мстит за себя. Герой получается бесцветным, буржуазно-ограниченным, лишенным сильных страстей. Клэйв „своею мизерною судь­ бою и своими жиденькими ощущеньицами отвлекает наше внимание от других лиц, истинно интересных, он хочет быть не только центром, но и двигателем романа,—ну, это ему не по силам,—и роман движется не то, чтобы медлен но, это бы еще ничего,—но вяло, движется к целям вовсе не интересным"3. Западноевропейские реалисты XIX в. Стендаль, Бальзак, Мериме, сам Теккерей в первый период своего творчествз показали, как буржуазная действительность обезличивает 1 Н. Г. Ч е р ныше в с к и й , Поли. собр. соч., т. 4, стр. 513. s Т ам же , стр. 514. 3 Там же, стр. 517. 12* 179

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=