УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4

керея не только в русском, но и в мировом литературо­ ведении был Н. Г. Чернышевский. Ему принадлежат многочисленные высказывания о творчестве Теккерея и статья о романе „Ньюкомы". В статье „Критический взгляд на современные эстети­ ческие понятия" (1854 г.) Н. Г. Чернышевский указывает на творчество Диккенса и Теккерея, как на образцы под­ линного реалистического искусства. Великий русский рево­ люционер-демократ противопоставляет английских реали­ стов реакционным эпигонам романтизма в русской и западно­ европейской литературах, создавших образы ходульных, неестественных „героев", наделенных всеми совершенствами. Он пишет: „Предрассудок, что искусство должно изображать „героев", теперь уже сильно ослабевает; „герой“ остается почти только в трескучих романах: у Диккенса и Теккерея нет героев, а есть очень обыкновенные люди, которых каждый из нас встречал десятками на своем веку"1. Приведенные выше слова в гораздо большей степени относятся к творчеству Теккерея, чем к творчеству Дик­ кенса. Диккенсом было создано немало „идеальных" и „безупречных", совершенно бесцветных образов (Нико­ лай Никкльби, многие героини его романов). У Теккерея, как известно, отказ от идеальных „героев" составлял целую эстетическую программу. Недаром свой замечатель­ ный роман „Ярмарка тщеславия" он назвал „романом без героя". Критика романтизма и особенно романтической концепции „героя* составляет важную сторону творчества Теккерея. Он создал немало пародий на романтических „героев" и „героинь". В первую очередь следует вспом­ нить превосходную Амелию Седли. Таким образом, Чер­ нышевский указал на отличительную сторону таланта Теккерея. Много ценных мыслей о творчестве Теккерея можно найти в „Очерках гоголевского периода русской литера­ туры". Опровергая теорию реакционной критики о необхо­ димости аполитичного „чистого" искусства, Чернышевский обращается к творчеству Теккерея, как примеру искусства, насыщенного социальным содержанием, ставя его в этом отношении в один ряд с такими писателями, как Беранже и Ж. Санд. „В отношении к таким писателям, как, например, к Жорж 1 Н. Г. Че рныше в с кий , Поли. собр. соч., т. 2, стр. 1£6. 172

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=