УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4
„Очень вероятно, что в то время он (Теккерей — Ю. Т.) считал их (доброту, чистосердечие, великодушие— Ю. Т.) более редкими, чем указал ему позднейший опыт; это обстоятельство и придало многим из первых его очерков густоту тени, которая оставляет в уме читателя впечатле ние тем более тяжелое, что краски набросаны с ужасной силой... И мужчина и женщина готовы, если бы можно, упрехнуть автора в неверности натуре; оба охотно мино вали бы страшное зрелище выставленного на позор обна женного человеческого сердца" \ „В этой картине такая страшная верность природе, что сердцу больно; мы отво рачиваемся от нее, как отворачиваемся от омерзительных действительностей какого-нибудь старинного фламандского живописца, или от какого-нибудь ужасного полицейского донесения"2. Перед нами явно замаскированный выпад не только против Теккерея, но и против эстетики русских революци- онеров-демократов, требовавших правдивого изображения самой мрачной действительности. Автор статьи стремится преуменьшить социальное зна чение сатиры Теккерея и, следуя за английскими буржуаз ными критиками, объясняет беспощадность сатиры англий ского реалиста неудачами в его личной жизни. „Во всех произведениях Теккерея такая бездна неподдельной сердеч ной теплоты, истинного сочувствия ко всему доброму, что только каким-нибудь горьким и несчастным опытом можно объяснить стремление ума его в этот период к изо бражению природы человеческой с темной и черной ее стороны"3. Не случайно в статье так много говорится о ду шевной мягкости Теккерея, о его нежном, любящем сердце. Критик, ненавидящий социальную сатиру вообще, стремится превратить одного из величайших европейских сатириков в безобидного юмориста, который делается сатириком временно и случайно, в результате неблагоприятных жиз ненных обстоятельств. Его слова являются замаскированным отрицанием социальной сатиры и грубой клеветой на Теккерея. Это мнение прямо противоположно мнению Н. Г. Чер нышевского, который говорит, что Теккерей не был всем 1 „Библиотека для чтения", № 6, 1853, стр. 30—31. 2 Т а м же , стр. 33. 3 Т а м же , стр. 34—35. 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=