УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4
чая мелким лавочником и подручным адвокатом. И как их обрисовали Диккенс, Теккерей, Шарлота Бронте и госпожа Гаскель! Полными самомнения, чопорности, мелочного тиранства и невежества и цивилизованный мир подтвердил их вердикт клеймящей эпиграммой, пришпиленной к этому классу, что он угодлив по отношению к стоящим выше и деспотичен к стоящим ниже" *. В знаменитом письме к Лассалю от 18 мая 1859 г. Энгельс говорит о „неоспоримом литературном и культурно историческом значении" романов Теккерея'. В борьбе с царским самодержавием и реакционным дворянством русская демократическая критика стремилась использовать и иностранную литературу. В этом отношении для нее было особенно интересно раннее творчество Теккерея, отличавшееся большой силой социального обличения. „Современник" в 1852 г. публикует „Книгу снобов". Но цензура запретила печатать самые обличительные части очерков Теккерея — очерки о королевских, клерикальных, военных и университетских снобах. Чрезвычайно интересны статьи о Теккерее в русских журналах 50-х—60-х гг. Правда, за исключением статьи Н. Г. Чернышевского, о которой речь будет ниже, все они невелики по объему. Оценка творчества Теккерея вызвала ожесточенную полемику по целому ряду важней ших социальных проблем, характерных для идейной борьбы 50-х—60-х гг. Самые реакционные позиции в оценке творче ства Теккерея занимала „Библиотека для чтения". В№ 6 этого журнала за 1853 год, в разделе „Критика", помещена статья о творчестве Теккерея неизвестного автора. Но у нас есть веские основания считать им Дружинина. Во-первых, оценка творчества Теккерея в этой статье очень напоминает статью Дружинина 1856 г. о романе „Ньюкомы", во-вторых, автор использует одну английскую работу о Теккерее, которую перевел Дружинин. Во всяком случае, точка зрения неизвестного автора поразительно близка к точке зрения Дружинина. Сатира Теккерея пугает автора статьи так же, как она пугала английских буржуазных критиков. И, подобно им, автор стремится представить беспощадный реализм Текке рея односторонним, не отражающим всей сложности жизни. 1 К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, М., 1938, стр. 320—321. 2 Т а м же , стр. 175. 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=