УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4

чая мелким лавочником и подручным адвокатом. И как их обрисовали Диккенс, Теккерей, Шарлота Бронте и госпожа Гаскель! Полными самомнения, чопорности, мелочного тиранства и невежества и цивилизованный мир подтвердил их вердикт клеймящей эпиграммой, пришпиленной к этому классу, что он угодлив по отношению к стоящим выше и деспотичен к стоящим ниже" *. В знаменитом письме к Лассалю от 18 мая 1859 г. Энгельс говорит о „неоспоримом литературном и культурно­ историческом значении" романов Теккерея'. В борьбе с царским самодержавием и реакционным дворянством русская демократическая критика стремилась использовать и иностранную литературу. В этом отношении для нее было особенно интересно раннее творчество Теккерея, отличавшееся большой силой социального обличения. „Современник" в 1852 г. публикует „Книгу снобов". Но цензура запретила печатать самые обличительные части очерков Теккерея — очерки о королевских, клерикальных, военных и университетских снобах. Чрезвычайно интересны статьи о Теккерее в русских журналах 50-х—60-х гг. Правда, за исключением статьи Н. Г. Чернышевского, о которой речь будет ниже, все они невелики по объему. Оценка творчества Теккерея вызвала ожесточенную полемику по целому ряду важней­ ших социальных проблем, характерных для идейной борьбы 50-х—60-х гг. Самые реакционные позиции в оценке творче­ ства Теккерея занимала „Библиотека для чтения". В№ 6 этого журнала за 1853 год, в разделе „Критика", помещена статья о творчестве Теккерея неизвестного автора. Но у нас есть веские основания считать им Дружинина. Во-первых, оценка творчества Теккерея в этой статье очень напоминает статью Дружинина 1856 г. о романе „Ньюкомы", во-вторых, автор использует одну английскую работу о Теккерее, которую перевел Дружинин. Во всяком случае, точка зрения неизвестного автора поразительно близка к точке зрения Дружинина. Сатира Теккерея пугает автора статьи так же, как она пугала английских буржуазных критиков. И, подобно им, автор стремится представить беспощадный реализм Текке­ рея односторонним, не отражающим всей сложности жизни. 1 К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, М., 1938, стр. 320—321. 2 Т а м же , стр. 175. 167

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=