УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4
Некоторые наши исследователи1 склонны были рассмат ривать языковую „правку" „Нравов Растеряевой улицы" скорее как отрицательное явление; по их мнению, эта „правка" уничтожала тот непосредственный „аромат" речи тульских ремесленников и мещанства, который с большим мастерством и меткой наблюдательностью был передан Г. Успенским. Но в задачу Г. Успенского отнюдь не вхо дило то, что является необходимым для ученого-языкове- да, исследующего диалектные особенности той или иной географической местности. „Нравы Растеряевой улицы" не проиграли, а выиграли от устранения излишних „област нических" слов и выражений во всем их морфологическом и фонетическом своеобразии. Ныне читатель воспринимает речь героев Г. Успенского без затруднения, чувствуя, вместе с тем, специфический колорит этой речи. Языковая ткань произведения— в сочетании авторского повествова ния и речи персонажей— воспринимается как единое худо жественное целое, без резких контрастов „литературного" языка и стихии „просторечия". Отказываясь от случайного в речи своих героев и сохраняя типичность их речевого склада для изображаемого слоя населения, Г. Успенский превращал речевую характеристику героя в мощное сред ство раскрытия социальной сущности образа. * # X- Произведение Г. Успенского сохранило свою обличи тельную силу и в наши дни. Современные капиталисты неизмеримо хуже, вреднее, чем Прохор Порфирыч. Они так же, как герой Г. Успенского, готовы попрать все са мое святое для человека во имя наживы. Они так же, как герой Г. Успенского, не считаются с человеческой жизнью, с миллионами жизней, лишь бы накопить барыши. Г. Ус пенским как бы предугадана ненависть нынешних заоке анских реакционеров к науке, к культуре. Произведение Г. Успенского помогает нам в борьбе с капиталистическими пережитками в сознании людей, с частнособственнической, мещанской психологией, учит еще больше любить нашу прекрасную Родину. 1 В. И. Че рныше в , Заметки о языке и орфографии Г. И. Ус пенского. Глеб Успенский. Материалы и исследования, АН СССР, М. - Л.. 1938.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=