УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4
платья, постель, а муж получает должность помощника квартального надзирателя. Чернышевский непосредственно ни разу не высказал’ своего суждения об Иване Ильиче и тем не менее наив ный рассказ Анюты о своем „благодетеле" вызывает у чи тателя гнев и возмущение по поводу произвола, насилия, истязания подсудимых, цинизма и открытого разврата. Иван Ильич не только не был наказан, но даже получил повы шение по службе, заняв должность губернатора. Сколько язвительной иронии в оценке головокружительных успехов' этой морально растленной личности! Более обнаженно дана чета Дедюхиных. Подобно Ивану Ильичу и Чаплину, Дедюхины появляются только в одном месте романа. Получается довольно интересная галерея образов, иллюстрирующая моральное уродство и растление представителен паразитического класса. Вся характеристика Зинаиды Никаноровны, данная черед восприятие Левицкого, окрашена иронией различных тонов и оттенков. Автор глазами положительного героя присталь но следит за поведением „больной" и ни на минуту не допускает у читателя сомнения в том, что перед ним при творщица, интриганка, развратница. Левицкий иронически’ пишет о любви Дедюхиной к Илатонцеву: „Я не без инте реса узнал, что, кроме всего, чем женщины обыкновенно жертвуют для любимого человека, она пожертвовала для Виктора Львовича губернским предводителем", который обещал ей прикупить Енотаевку с 860 десятинами превос ходных лугов1. Вот это действительно жертва! С негодова нием выслушав наглые признания Дедюхиной, Левицкий записывает в дневнике: „Противная тварь, неспособная находить наслаждение в том, что заставляет даже живот ных забывать о пище,—тебе Енотаевские луга милее по требностей твоей человеческой натуры; в тебе и нервные конвульсии возбуждаются только подлым угодничеством, корова и овца не унижаются до того, чтобы впадать в них по раболепству"2. Дом Дедюхиной он называет вертепом разврата, затянувшим в свой омут и Настю. Отличительная черта сатиры Чернышевского, в отличие от сатиры Щедрина, прежде всего в том, что в „Прологе" и „Что делать?" центральными образами являются положи 1 Н. Г. Ч е р н ыш е в с к и й , Пролог, стр. 401. "Там же, стр. 402—403. 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=