УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4

других, то он перестает быть только смешным, а становит­ ся презренным и отвратительным. Так совершается переход от комического к трагическому, от юмора к сатире. Чернышевский отводил искусству огромную роль в об­ щественной жизни. Оно должно отражать жизнь, объяснять ее и произносить над нею приговор. Творец художествен­ ного произведения не бесстрастный фотограф. Он обяза­ тельно отстаивает, доказывает свою точку зрения. Так, Чер­ нышевский подходит к решению вопроса о значении миро­ воззрения в жизни и творчестве писателя. Он не признает надклассовой „чистой науки", „чистой философии", „чисто­ го искусства". В самой литературе заложена сущность пар­ тийности, в этом ее сила. Вершиной критического реализма первой половины XIX в. явилось творчество Гоголя. Но революционный демократ Чернышевский ясно видел слабые стороны в мировоззре­ нии писателя. Он считал, что гоголевский правдивый показ жизни нужно обогатить передовой революционной мыслью. Если Гоголь только поражался безобразием фактов и вы­ ражал против них свое негодование, то его ученик Щед­ рин смотрит на эти факты не так. Он понимает, например, „откуда возникает взяточничество, какими фактами оно под­ держивается, какими фактами оно могло быть истреблено" Ч Щедрин, как мыслитель, стоял несравненно выше Го­ голя, поэтому он мог правильно объяснить жизнь и произ­ нести над нею справедливый приговор. II Развитие творчества Чернышевского, как художника слова, совершалось в общем движении литературы крити­ ческого реализма. Однако вопрос о Чернышевском-сатирике до сих пор не являлся предметом специального исследо­ вания. Об элементах его сатиры частично говорится в от­ дельных статьях о романах „Что делать?" и „Пролог", но и только. Прослеживая дальнейшее развитие гоголевских тра­ диций в русской литературе, исследователи останавливались прежде всего на именах Некрасова, Салтыкова-Щедрина и Чехова. Чернышевскому в этом плане отводилось место 1 Н. Г. Ч е р н ыш е в с к и й , т. 4, стр. 633. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=