УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4
других, то он перестает быть только смешным, а становит ся презренным и отвратительным. Так совершается переход от комического к трагическому, от юмора к сатире. Чернышевский отводил искусству огромную роль в об щественной жизни. Оно должно отражать жизнь, объяснять ее и произносить над нею приговор. Творец художествен ного произведения не бесстрастный фотограф. Он обяза тельно отстаивает, доказывает свою точку зрения. Так, Чер нышевский подходит к решению вопроса о значении миро воззрения в жизни и творчестве писателя. Он не признает надклассовой „чистой науки", „чистой философии", „чисто го искусства". В самой литературе заложена сущность пар тийности, в этом ее сила. Вершиной критического реализма первой половины XIX в. явилось творчество Гоголя. Но революционный демократ Чернышевский ясно видел слабые стороны в мировоззре нии писателя. Он считал, что гоголевский правдивый показ жизни нужно обогатить передовой революционной мыслью. Если Гоголь только поражался безобразием фактов и вы ражал против них свое негодование, то его ученик Щед рин смотрит на эти факты не так. Он понимает, например, „откуда возникает взяточничество, какими фактами оно под держивается, какими фактами оно могло быть истреблено" Ч Щедрин, как мыслитель, стоял несравненно выше Го голя, поэтому он мог правильно объяснить жизнь и произ нести над нею справедливый приговор. II Развитие творчества Чернышевского, как художника слова, совершалось в общем движении литературы крити ческого реализма. Однако вопрос о Чернышевском-сатирике до сих пор не являлся предметом специального исследо вания. Об элементах его сатиры частично говорится в от дельных статьях о романах „Что делать?" и „Пролог", но и только. Прослеживая дальнейшее развитие гоголевских тра диций в русской литературе, исследователи останавливались прежде всего на именах Некрасова, Салтыкова-Щедрина и Чехова. Чернышевскому в этом плане отводилось место 1 Н. Г. Ч е р н ыш е в с к и й , т. 4, стр. 633. 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=