УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4

Очисткой социальной „лестницы “ от всего уродливого и вредоносного русские писатели занимались задолго до- выступления автора „Что делать?* и „Пролога*. Вершиной сатирического направления в русской литературе первой половины XIX в. явилось творчество Н. В. Гоголя. С ав­ тором „Ревизора" и „Мертвых душ* Чернышевский позна­ комился еще в бытность семинаристом. В студенческие годы интерес к великому сатирику перерастает в горячую- любовь к нему. Творчество Гоголя, вместе с наследством других рус­ ских писателей-реалистов, способствовало выработке мате­ риалистической эстетики революционных демократов. Одна из первых классических работ Чернышевского по истории литературы 30-х—40-х гг. была названа „Очерки гоголевско­ го периода русской литературы*. В ней критик высоко оценил лучшие произведения Гоголя и определил его место и значение в русской литературе. Автор „Мертвых душ* и „Ревизора* утверждал новые художественные принципы и тем самым сделал дальнейший шаг в развитии сатирического направления. Изображая „пошлость пошлого человека*, он перенес внимание чита­ теля на социальные противоречия действительности, ото­ двинув на второй план личные, любовные отношения. В жи­ вых связях гораздо большее значение имеет „чин, денеж­ ный капитал, выгодная женитьба, чем любовь* Г В дальней­ шем русская литература, в особенности демократическая,, руководствовалась этим положением. В своих беллетристических произведениях Чернышевский конкретизировал эстетические принципы революционных демократов. „Прекрасное—есть жизнь* в ее потенциальных возможностях,—писал он. Но в царской России, при на­ личии крепостнической системы, эти возможности не нахо­ дили проявления, так как прекрасное захлестывалось от­ вратительным. Злое и уродливое в жизни также должно стать содержанием искусства. „Сфера искусства, —писал Чернышевский,—не ограничивается одним прекрасным... Об­ щеинтересное в жизни—вот содержание искусства*2. В жизни много безобразного, утверждал Чернышевский. „Безобразие — начало, сущность комического*. Но если человек совершает безобразие, губительное для себя и для 1 Н. В. Г о г о л ь , Собр. соч. в 6 томах, т. 4, 1949, стр. 229— 230. 2 Н. Г. Ч е р н ыш е в с к и й, т. 2, стр. 81— 82. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=