УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

Общеизвестно, что зарождение интересующих нас понятий начинается у детей еще до школы, так как этому способ­ ствует вся окружающая их обстановка. В быту они встречаются с печью, керосинкой, электрической плиткой и другими источ­ никами теплоты; наблюдают за ними или даже умеют приво­ дить их в действие; знакомятся с разными сортами топлива; следят за приготовлением пищи; знают, как можно уберечься от тепла и холода. Дети повседневно видят явления, проис­ ходящие в природе: таяние снега, испарение воды, ее замерзание и проч. Они слышат и сами употребляют слово т е м п е р а ­ турка. Исходя из этих фактов, мы поставили себе задачу иссле­ довать этот источник. Такая экспериментальная работа была нами проведена в трех школах: мужской и женской города Тулы и в Барсуковской НСШ Ленинского района, Тульской области. Экспериментом охвачено шесть третьих классов начальных школ. Мы остановились на третьих классах потому, что на этом году обучения еще не изучают тепловые явления и для ответов учащиеся будут обращаться только к тем знаниям, ка­ кие они получили в жизни. Из каждого класса выбиралось по пяти учеников с различным уровнем развития: хорошим, сред­ ним и слабым 1. Прежде всего мы провели беседу с хорошо развитыми уче­ никами, исходя из тех соображений, Что они, обладая боль­ шим запасом слов, могут лучше выразить свою мысль. После этого мы обратились к слабо развитым ученикам, имея в ви­ ду. что хотя жизненный опыт у них должен быть примерно таким, как у первых, но бедность языка будет затруднять их ответы. Полученные ответы затем сопоставлялись между собою, что позволило сделать предварительное заключение. Беседы с остальными учащимися дали возможность сделать окончатель­ ный вывод. Исследование, имевшее форму бесед, проходило в несколь­ ко приемов— циклов, с использованием наглядных пособий. Каждым циклом было охвачено 30 учеников. Иногда, для вы­ яснения каких-либо отдельных неясных вопросов, проводились дополнительные беседы. Те из бесед, которые нужны были нам для общей ориентировки, сопровождались подробной записью, 1 Степень развития учащихся устанавливалась на основании характе ристики школы. 7 * 99

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=