УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

он прежде всего должен понять явление, если оно в самом деле существует в природе, и объяснить его, для того, чтобы наметить потом действительные меры улучшения"1. Изучение явления— процесса формирования понятий при обучении в школе, и было предметом нашего исследования, ко­ торое мы провели для двух конкретных понятий: понятия к о л и ч е с т в а т е п л о ты и понятия т емп е р а т у ры . Проблема, разрешаемая нами, является частью общей пробле­ мы, стоящей перед методикой физики, но не занимающей пока подобающего ей места. Любое исследование будет успешным в том случае, если оно проводится научно, на основе диалектико-материалистиче­ ского метода. Формирование понятий нужно рассматривать как процесс познания, ибо он и есть пропесс образования и формирования понятий. В. И. Ленин учит: „В теории познания, как и во всех дру­ гих областях науки, следует рассуждать диалектически, т. е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а раз­ бирать, каким образом из незнания является знание , каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным"2. Руководствуясь этим указанием, мы и должны разобрать, где и при каких условиях зарождаются исследуемые понятия и как они развиваются дальше. По учебному плану на уро­ ках физики оба понятия вводятся только в седьмом классе. Возникает вопрос, имеем ли мы право при исследовании огра­ ничиться рамками седьмого класса, т. е. можем ли мы счи­ тать, что источником формирования будет только курс физи­ ки седьмого класса? Нет, конечно, нет, это было бы грубей­ шей ошибкой. Диалектический метод требует, чтобы изучаемое нами яв­ ление рассматривалось во взаимосвязи и взаимозависимости. Это значит, что нужно выделить и изучить другие источники формирования, кроме курса физики 7-го класса. Зарождение многих физических понятий, в том числе и взятых нами, происходит в жизни. Этот источник мы никак не можем игнорировать, а должны изучить его, чтобы знать, как происходит зарождение первоначальных физических понятий. 1 И. В. Ст алин , Сочинения, т. 5, стр 380—381. 2 В. И. Ле нин , Сочинения, т. 14, стр. 91. 98

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=