УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

торые бы только „использовались" по мере надобности в той или другой психической деятельности. Всякая функция создает­ ся в процессе той или другой деятельности, вырастает так ска­ зать, внутри этой деятельности",—указывает Б. М. Теплов*. Именно в этом, надо полагать, и лежит причина развития чувствительности, отмечаемая специальными экспериментальны­ ми исследованиями и практикой. Если перед человеком стоит объективно-предметная задача, вынуждающая для успешного ее разрешения иметь определен­ ный уровень чувствительности и если эта задача для человека имеет жизненный смысл, то в этом случае происходит повышение возбудимости коры, повышение лабильности нервных функций, изменение роли первой и второй сигнальной системы и в ре­ зультате раздражители, ранее неосознаваемые, начинают в процессе упражнения осознаваться. Проведенное исследование имеет теоретическое и практиче­ ское значение. В нем экспериментально показывается несосто­ ятельность подхода буржуазных „классиков" психологии к проб­ леме ощущения, порочность идеи о функциональной неразви­ ваемости чувствительности, которой они руководствовались в своих исследованиях сенсорных процессов. В согласии с данными советских авторов о развитии зрительной и слуховой чувстви­ тельности, в этом исследовании разрабатывается новый факт развития проприоцептивной чувствительности. Кроме этого, данное исследование проливает некоторый свет и на самые механизмы развития чувствительности в процессе упражнения. Это имеет известное значение в практике воспи­ тания навыков и прямое значение в практике сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. 1 „Ученые записки научно-исследовательского института психологии", 1940, г. 1, стр. 145—146.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=