УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

гцать разницу грузов с 100—103 г и с 100—106 г (пороги от 1/33 до 1/17). Посредством систематических упражнений в разрешении объективно предметной задачи удалось от испытуемых, участво­ вавших в опытах первой серии, добиться того, что они нача­ ли чувствовать разницу в весе грузов в 102 и 103 г (порог 1 100), т. е. проприоцептивная чувствительность у них повы­ силась в 4—6 рад. Наши исследования показали, что проприоцептивная чувст­ вительность чрезвычайно упражняема. Эффект упражнения ска­ зывается быстро и сохраняется сравнительно долгое время. Пороги проприоцептивной чувствительности существенно зависят от кортикальных процессов. Этот вывод следует также и из наших экспериментов над умственно-отсталыми и слепыми. Проприоцептивная чувствительность детей школьного воз­ раста, как показали наши эксперименты, развивается в про­ цессе упражнения. При наличии методики упражнения, одина­ ковой со взрослыми, от школьников 8—9 лет удается получить различение веса грузов в 100 и 103 г (порог 1 33), а от 12— 13-леток—в 102 и 103 г (порог 1/100). Но это не значит, как показали наши исследования, что у детей младшего школьного возраста вообще не могут быть получены пороги проприоиеп- т и в н о й чувствительности, одинаковые с порогами взрослых. В том случае, когда задача различения веса грузов вводится в игровую ситуацию, упражнения чрезвычайно эффективны. От детей в игровой ситуации мы смогли получить пороги пропри­ оцептивной чувствительности в 1 100, т. е. пороги, одинако­ вые с порогами взрослых. Следует подчеркнуть, что при нали­ чии заинтересованности в выигрыше игры упражнения особенно „эффективны. Со стороны ряда авторов имеются попытки объяснить по­ вышение чувствительности у взрослых особенностями внима­ ния, а у детей, кроме этого, еще ростом интеллекта и „уменья применять и направлять (регулировать) свою способность*1С Но это объяснение не может быть принято. Если даже в понятие внимания, интеллекта и воли вкладывать чисто, объективный смысл, то и в этом случае такое объяснение не может быть признано удовлетворительным потому, что из него следует, что сами сенсорные процессы вовсе не развиваются. С этим, разу­ меется, согласиться нельзя. 1 Х а ч а п у р и д з е , Основы дошкольных дидактических материалов. 1946, стр. 49. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=