УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

висящую от свойств органа чувств”1, что „орган чувств, по­ добно всякому другому механизму, обладает известной инер­ цией оказывать воздействию на него известное сопротивление, он имеет также ограниченную вместимость, а именно, вме­ щает не больше некоторого количества энергии"2. Состояние знаний по физиологии деятельности органов чувств и особенно высших отделов головного мозга не могло также поколебать убеждения в существовании постоянства порогов ощущения, господствовавшее в то время среди психо­ логов. Буржуазные физиологи преимущественно занимались изу­ чением периферических анатомо физиологических условий, влияющих на качественную и количественную сторону ощуще­ ний, но очень мало уделяли внимания центральным процессам— процессам, происходящим в коре головного мозга. Последнее объясняется не только сложностью проблемы изучения корти­ кальных функций и отсутствием должных методов исследова­ ния, но главным образом субъективистским и метафизическим подходом к данной проблеме, характерным для буржуазных ученых. Подлинно научное решение проблемы чувствительности ста­ ло возможным только в советской науке. Основы для этого заложены И. М. Сеченовым и И. П. Павловым. И. П. Павлов еще на заре развития своей исследователь­ ской мысли, при создании „настоящей физиологии мозга", от­ правляясь от исследований И. М. Сеченова, поставил вопрос: „нельзя ли найти такое элементарное психическое явление, которое целиком с полным правом могло бы считаться вместе с тем и чисто физиологическим явлением, и, начав с него—изу­ чать строго объективно... условия его возникновения, его раз­ нообразных усложнений и исчезновения,— сначала получить объективную физиологическую картину всей нервной деятель­ ности животных, т. е. нормальную работу высшего отдела го­ ловного мозга вместо раньше проводившихся всяческих опытов его искусственного раздражения и разрушения" 3. Такое элементарное психическое и в то же время физио­ логическое явление и есть условный рефлекс, открытый И. П. Павловым. И. П. Павлов, рассматривая процесс и характер взаимодей­ 1 В. Вундт , Лекция о душе человека и животных, 1894, стр. 36. 2 Т. Т и т ч е н е р. Учебник психологии, 1914, стр. 171. 3 И. П. Па вл о в , Поли, собр трудов, т. 111, стр. э ‘8. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=