УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

Отсюда характерно для исследователей начала XIX века стремление найти абсолютное и неизменное в процессах ощуще­ ния, установить константы. Последние и были установлены в ходе исследования (пороги, постоянная зависимость силы ощущений от силы раздражений). Конечно, это было важно для начального периода изуче­ ния процесса ощущений. „Надо было исследовать виды,— за­ мечает Фр. Энгельс в „Людвиге Фейербахе",—прежде чем мож­ но было приступить к исследованию процессов, надо сначала знать, что такое данная вещь, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые в ней происходят"1. На исследования процессов ощущений в XIX веке особое влияние оказали работы, с одной стороны, И. Мюллера и, с другой— Э. Вебера и Т. Фехнера. И. Мюллер (1801—1858), истолковывая результаты своих экспериментальных исследований деятельности органов чувств в духе метафизического, идеалистического априоризма, выдви­ нул бездоказательный и ложный философский тезис, глася­ щий, что в ощущениях отражается не объективный мир, а со­ стояние самих органов чувств. Он объяснял это тем, что каж­ дому органу чувств присуща особая „специфическая энергия". В. И. Ленин дал уничтожающую критику „закону специ­ фической энергии органов чувств" и характеризовал позицию Мюллера как „физиологический идеализм". „Идеализм этого физиолога состоял в том,— писал В. И. Ленин,— что, иссле­ дуя значение механизма наших органов чувств в их отно­ шении к ощущениям, указывая, например, что ощущение све­ та получается при различного рода воздействии на глаз, он склонен был выводить отсюда отрицание того, что наши ощу­ щения суть образы объективной реальности"2. Работы И. Мюллера оказали влияние на решение буржуаз­ ными исследователями вопроса о чувствительности органов чувств к раздражителям внешнего мира. Э. Вебер (1795—-1878), на основании собственных экспе­ риментальных исследований ощущения разницы в весе грузов,, а также—фактов из области слуховых ощущений, выдвинул положение о том, что требуется определенное соотношение между силой двух раздражений, чтобы последние дали различ­ 1 Ф р. Э н г е л ь с , Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, 1951, стр. 37. 2 В. И. Ле нин , Сочинения, т. 14, стр. 290. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=