УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3
Отсюда характерно для исследователей начала XIX века стремление найти абсолютное и неизменное в процессах ощуще ния, установить константы. Последние и были установлены в ходе исследования (пороги, постоянная зависимость силы ощущений от силы раздражений). Конечно, это было важно для начального периода изуче ния процесса ощущений. „Надо было исследовать виды,— за мечает Фр. Энгельс в „Людвиге Фейербахе",—прежде чем мож но было приступить к исследованию процессов, надо сначала знать, что такое данная вещь, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые в ней происходят"1. На исследования процессов ощущений в XIX веке особое влияние оказали работы, с одной стороны, И. Мюллера и, с другой— Э. Вебера и Т. Фехнера. И. Мюллер (1801—1858), истолковывая результаты своих экспериментальных исследований деятельности органов чувств в духе метафизического, идеалистического априоризма, выдви нул бездоказательный и ложный философский тезис, глася щий, что в ощущениях отражается не объективный мир, а со стояние самих органов чувств. Он объяснял это тем, что каж дому органу чувств присуща особая „специфическая энергия". В. И. Ленин дал уничтожающую критику „закону специ фической энергии органов чувств" и характеризовал позицию Мюллера как „физиологический идеализм". „Идеализм этого физиолога состоял в том,— писал В. И. Ленин,— что, иссле дуя значение механизма наших органов чувств в их отно шении к ощущениям, указывая, например, что ощущение све та получается при различного рода воздействии на глаз, он склонен был выводить отсюда отрицание того, что наши ощу щения суть образы объективной реальности"2. Работы И. Мюллера оказали влияние на решение буржуаз ными исследователями вопроса о чувствительности органов чувств к раздражителям внешнего мира. Э. Вебер (1795—-1878), на основании собственных экспе риментальных исследований ощущения разницы в весе грузов,, а также—фактов из области слуховых ощущений, выдвинул положение о том, что требуется определенное соотношение между силой двух раздражений, чтобы последние дали различ 1 Ф р. Э н г е л ь с , Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, 1951, стр. 37. 2 В. И. Ле нин , Сочинения, т. 14, стр. 290. 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=