УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3
что ружья изготовляются по „возможности ручной отделки довольно хорошо, единообразно и верно" с полной взаимоза меняемостью деталей (из 10 ружей, собранных из смешанных деталей, лишь в одном детали не подошли „с математической точностью"), что показывало высокое искусство оружейников. Но, несомненно, новые образцы оружия вызывали значитель ные трудности при ручной выделке. Сухозанет считал, что „по весьма значительному браку в ущерб оружейников от не важных отступлений при ручной отделке часто неизбежных... необходимо введение механических приспособлений" для вырез ки замочного помещения и винтов в него, отделки курка и прочих частей замка, окончательной опиловки ствола и проч.1 Это замечание, пусть оно относится к некоторым операциям, является очень важным для нас, так как определенно говорит о том, что ручную отделку деталей требовалось заменить механической; в частности, по мнению Сухозанета, было необходимо механизировать штампы, которые, „действуя напря жением людей", не способствовали блестящему устройству заводаs. Таким образом, разложение крепостной казенной мануфак туры и появление более сложных образцов оружия выдвигало на очередь вопрос о реорганизации работ путем объединения в стенах завода, где при полной механизации работ создава лась возможность полностью распоряжаться рабочей силой. Предстояло устранить „ремесленный тип труда как основной принцип общественного производства"3, сделать еще шаг по пути к капиталистической фабрике. Важным мероприятием в этом направлении было строи тельство в 1835—1843 гг. нового Тульского оружейного завода (взамен сгоревшего в 1834 г.). Проект был составлен архитектором Федосеевым, гидротехническую часть разрабо тал инж.-полк. Шуберский. Все руководство работами осу ществлялось русскими специалистами. Параллельно реке Упе был возведен двухэтажный корпус для размещения правления, образцовой мастерской, палат для приема готовых изделий. Невдалеке от этого здания были построены два смежных трехэтажных корпуса, нижний этаж которых находился в углублении ниже уровня набережной; там помещались шесть водяных колес, приводивших в движе 1 ТОГИА, ф.ч187, д. 1341, лл. 5—6. 2 Там же, л. б-об. 3 Ма р к с К., Капитал, т. 1, 1949, стр. 376. 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=